Культовое кресло-шар от знаменитого Ээро Аарнио

Ээро Аарнио: главное о дизайнере, приручившем пластик

«С тех пор, как я сделал Ball в 1963 году, занимаюсь только тем, что нравится». Как финский дизайнер натуральным материалам предпочел пластик — и не прогадал.

Ээро Аарнио — один сплошной парадокс. Как каждый финн, он страстно любит природу: свой дом-мастерскую он, разумеется, разместил посреди леса на берегу озера. И не забыл пристроить к нему деревянную сауну, с порога которой открывается удивительный вид на местные красоты. От такого дизайнера-натуралиста вполне можно было бы ожидать проекты экологичной мебели из переработанного сырья. Он даже начинал свою карьеру в 1961 году с плетеного табурета из ивовой лозы для мебельной компании Asko. Однако стоило ему познакомиться с пластиком и ощутить потенциал материала, как Ээро полностью переключил внимание на него. Для дизайнера было важно, что материал может принимать любые формы и терпит любые расцветки, чего древесина на тот момент не дозволяла.

Только недавно я стал работать с деревом. По одной простой причине — сейчас появились технологии, позволяющие реализовывать те идеи формообразования, которые мне интересны. Раньше из традиционных материалов было невозможно сделать то, что я проектировал. А пластик — он послушный, принимает любую форму, которую нарисуешь.

В 1962 году Аарнио открыл свою собственную студию, а уже год спустя разработал кресло-шар Ball из стекловолокна.

«Идея этого кресла витала в воздухе, — вспоминает дизайнер. — Мы как раз переехали в наш первый дом, и я начал заниматься дизайном на фрилансе. У нас было жилье, но не было подходящего большого кресла, поэтому я решил его придумать, причем сделать его по-настоящему новым. После серии эскизов понял, что форма получается настолько простой, что практически превращается в шар. Тогда я прикрепил чертеж в реальном размере на стену и «сел в него» — а жена обвела карандашом мою голову. Так я определил высоту кресла, а поскольку задумал сделать его круглым, дорисовать всё остальное не составило труда — только сделал скидку на то, что оно должно было проходить в дверь».

В 1966 году кресло-шар стало сенсацией мебельной выставки в Кельне. Пресса в своих статьях отмечала инновационный материал, экстравагантную форму и потрясающее чувство спокойствия внутри сферы.

В итоге Ball принес Аарнио мировую известность и дал старт целой серии необычных сидений из пластика. Вспомним, к примеру, прозрачные кресла-шары Bubble из акриловой смолы, напоминающие мыльные пузыри, «бескостную» лепешку Pastile или гигантскую черную утку без клюва и крыльев Tipi.

Или другой культовый предмет Аарнио — игривый стул Pony. Любят его далеко не только дети.

«Рядом с таким креслом ребенок внутри нас вырывается на свободу», — считает сам Аарнио. Самому дизайнеру такая терапия совершенно ни к чему — его «внутреннее дитя» итак каждый день безудержно скачет на свободе, выворачивая привычные нам вещи наизнанку и заставляя весь остальной мир радостно сходить с ума.

Блиц-интервью с Ээро Аарнио

Как вы считаете, насколько сильно в вашем дизайне проявляется «финскость»? Скажем, итальянские дизайнеры могут скопировать ваш стиль?
Я думаю, один из лучших комплиментов, которые я когда-либо получал, был приказ одного французского менеджера своим дизайнерам: «Сделайте что-нибудь в стиле Ээро Аарнио».

Какой своей работой вы больше всего гордитесь?
Bubble chair, потому что он очень прост в производстве: нагнетаемый воздух обретает форму — совсем как настоящий мыльный пузырь.

Кто ваш самый большой конкурент?
Китай, который копирует мои работы.

Что ещё вы хотели бы спроектировать?
Машину на солнечных батарейках.

Как выглядит самый футуристический стул, который вы только можете себе вообразить?
Он выглядит как штаны на магнитах, контактирующие с встроенными в пол другими магнитами и позволяющими вам парить в воздухе.

Ниже — еще 15 предметов мебели и света, разработанные Ээро Аарнио.

Ээро Аарнио: дизайнер лучшего и вечного

Пионер пластика, живой классик финского дизайна Ээро Аарнио (р. 21 июля 1932 г., Хельсинки) — автор объектов не просто культовых, а вневременных. Его дизайн уже давно не привязан к 60-м годам XX века и адекватно существует в современном интерьере.

Он называет себя международным дизайнером и не соотносит себя с культурой финского дизайна, но ведет вполне финский образ жизни — на берегу озера в собственном доме с огромной мастерской (дом создан по его собственному проекту, и это его единственный архитектурный опыт).

Учился Аарнио в 1954—1957 годах в Институте прикладного искусства в Хельсинки. Начинал карьеру, работая на крупную финскую компанию Asko. В карьере Аарнио важен опыт работы в мастерских крупнейших финских дизайнеров: Илмари Тапиоваара и Антти Нурмесниеми (Antti Nurmesniemi). От них дизайнер, по его словам, научился жесткой, почти военной дисциплине в проектировании (Тапиоваара делал, среди прочего, мебель для финской армии), и способности выдерживать сроки проектов: «в 50-е годы, чтобы успеть послать работу на конкурс до полуночи, нужно было мчаться в аэропорт, только там можно было купить почтовые марки в позднее время».

Аарнио открыл собственную студию в 1962 году. Независимым и успешным дизайнером его сделало кресло Ball в 1963-м. На создание хита подтолкнула жизнь: маленькие дети и необходимость содержать семью. Первый экземпляр был сделан вручную.

«Когда я продумывал дизайн cферического кресла, мне, в первую очередь, предстояло понять, каким образом я смогу изготовить саму форму и какие материалы при этом возможно использовать. Брат моей жены, который занимался производством самолетов-глайдеров, убедил меня, что такое кресло изготовить возможно с помощью авиатехнологий, и обещал помочь. С размером кресла было определиться довольно просто. Я сел на табурет и попросил жену провести арку на стене прямо надо мной. Это и был правильный диаметр.

Далее была создана круглая форма из фанерных «меридианов» и «параллелей» наподобие глобуса. Ее покрыли бумагой, пропитанной так называемым «жидким стеклом», или силикатом натрия. После недельной просушки оказалось, что поверхность повело, она была катастрофически неровной. Пришлось делать повторную заливку с более нежной бумагой: использовали вымоченные в жидком стекле газеты и даже туалетную бумагу. Следующая версия уже была настолько хороша, что мы смогли приступить к заливке стекловолокном.

Кресло Ball. Eero Aarnio Originals.

Кресло обрело невероятную прочность и упругость. Потом его отправили в обивочный цех на фабрику Artek, и оно вернулось готовым в мой дом. Самое первое кресло Ball до сих пор стоит у меня в фоей, только цвет поменялся с серого на белый».

То первое кресло представила компания Asko в 1966 году на выставке в Кельне. Успех был ошеломительным. За неделю выставки его заказали покупатели из 30 стран. Cегодня знаменитое Ball фигурирует в голливудских кинолентах («Марс атакует», «Люди в черном» и пр.) и в самых разнообразных домах — от американских кинозвезд до финского президента и князей Монако. А объекты Аарнио давно пополнили коллекции крупнейших музеев мира: нью-йоркского MoMA, лондонского V&A, Музея дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне.

Кресло Ball. Eero Aarnio Originals.

Аарнио смог продолжить карьеру независимого дизайнера. С тех пор он работает в одиночку, без приглашенных стажеров. Он обходится без компьютера, предпочитает карандаш и бумагу, полномасштабные модели выполняет на огромном столе в собственной мастерской.

До сих пор обожает «примитивные эксперименты» в работе с формами — сразу старается воспроизводить их в натуральную величину. Аарнио называет это одной из главных своих отличительных черт: он стремится работать с материалами будущего, с формами будущего, но при этом сохранять традиционные методы производства. «Я стараюсь рисовать вещи в масштабе 1:1, это сразу дает представление о многих деталях».

Вместе с тем он старается создавать такие формы, которые будут выразительными вне зависимости от их размера, часто делает версии кресел для детей (тот же Ball) или превращает стойку для одежды в подставку для ювелирных украшений, просто изменив масштаб.

Его увлеченность современными материалами и технологиями сильна до сих пор. «К работе с деревом я смог приступить только недавно. Дерево никогда не интересовало меня: из него было невозможно создать новую эстетику формы, к которой я стремился, для этого подходил только пластик. Сейчас же появились станки, которые могут обрабатывать дерево в любом направлении и под любым углом, нужно исследовать эти возможности».

Знаменитый дизайнер живет со своей женой Пиркко больше 50 лет, у них двое детей и много внуков. «Мне пришлось перестраивать свой дом, чтобы вся семья могла разместиться во время праздников. Недавно у нас собралась большая часть — 12 человек». Он не скрывает своего трепетного отношения к детям, и дизайн для детей занимает важную часть в его проектах (модели Poni, Tipi, Puppy, Rosinant).

Читайте также:  Интерьер детской игровой комнаты - 15 вариантов на фото

Аарнио всегда оставался верен собственному стилю: яркий открытый цвет, сильный игровой элемент, причудливость формы. Созданные в 60-е годы кресла Bubble, Tomato, Pastil близки по духу дизайну 90-х и начала 2000-х годов — Formula, Cognac XO, Soap. За счет универсальной выверенной формы и прочного материала Аарнио удалось избежать ассоциаций исключительно с эпохой поп-арта.

В 2016 году была создана фирма Eero Aarnio Originals. Компания занимается производством вещей по дизайну Аарнио и их дистрибуцией по всему миру. Управляет ею давний друг дизайнера. «Я не могу подсчитать, сколько подделок моих работ сейчас по всему миру. Известно, что в Китае произвели как минимум 3000 копий и тут же их распродали».

Сейчас предметы по его дизайну продаются более чем в 60 странах мира. Аарнио проектирует мебель, светильники и аксессуары, пробует себя в ювелирном искусстве, мечтает создать электромобиль и индустриальный сборный дом.


Кресло Eero Aarnio Style Ball Chair

г. Нижний Новгород

В пункте выдачи посылок вы сможете:

  • Получить всю отправку
  • Посылки хранятся в пункте приема и выдачи в течение 14 дней.
  • К оплате принимаются наличные и банковские карты (в большинстве пунктов).
  • При безналичной оплате картой без чипа и оплате свыше 15 тыс. руб. необходимо предъявить паспорт.
  • Максимальная сумма – 150 тыс.руб.
  • DPD В связи с тем, что мы сами пользуемся услугами компании DPD для доставки нам грузов, то у нас есть значительная скидка на стоимость доставки этой компанией. Этой скидкой могут также воспользоваться и все наши клиенты. Для того, чтобы рассчитать стоимость доставки компанией DPD по выгодному тарифу, нужно зайти на их сайт www.dpd.ru под логином: 304110ru. Пароль: 4157626
  • VOZOVOZ
  • СДЭК
  • ПЭК
  • Деловые Линии

Доставка по всей России DPD ECONOMY

Вы можете воспользоваться разнообразными условиями доставки:

  • От терминала в пункте отправления до двери получателя
  • От терминала в пункте отправления до пункта выдачи

Благодаря надежной сети наземной доставки Ваши посылки и грузы доставляются в стандартные сроки по оптимальным тарифам.
Очевидные преимущества:

  • Стандартные сроки доставки
  • Оптимизация транспортно-логистического бюджета
  • Широкая география обслуживания: около 7000 направлений по России.
  • Возможность объявления ценности отправки для дополнительных гарантий ее сохранности: надбавка за объявление ценности – 0,2% от заявленной стоимости
  • Широкий спектр online сервисов MyDPD: отслеживание посылок и грузов на всем пути следования, создание заказов online и др.

Вы можете воспользоваться следующими опциями в сочетании с услугой DPD ECONOMY:

  • Объявление ценности отправки
  • Подтверждение о доставке
  • Бесплатное SMS/E-mail уведомление получателя
  • Возврат документов отправителя
  • Прием в выходные дни
  • Оплата получателем / третьей стороной
  • Погрузка / разгрузка посылок при доставке
  • Температурный режим
  • Упаковочные материалы
  • Наложенный платеж
  • Доставка в согласованную дату
  • Максимальный вес одного места – 1000 кг
  • Максимальные габариты одного места – 350 см по длине, 160 см по ширине и 180 см по высоте
  • Объемный вес: 1 м3 = 250 кг

Памятка покупателя

(что нужно сделать при приеме заказа в транспортной компании):

Взвесить посылку и сравнить по накладной вес при отправке и вес при получении посылки
Проверить внешний вид посылки. Посылка должна быть в цельной упаковке, не помята и не разорвана
Вскрыть упаковку и проверить, все ли заказанные позиции в наличии
Проверить внешний вид товара (он должен быть не разбит, не помят, не иметь сколов).
В случае обнаружения каких-либо недостатков нужно сразу составить заявление (претензию) в офисе ТК.

Также необходимо сфотографировать все недостатки (можно и на мобильный телефон).

Если Вы забрали посылку из офиса ТК и обнаружили недостатки по внешнему виду и целостности упаковки уже за пределами офиса, претензии приниматься не будут!

Внимание! В связи с изменениями в Федеральных законах, установлен новый обязательный порядок приёма-сдачи грузов к экспедированию/перевозке и проверке достоверности информации о клиенте и о свойствах груза. Транспортные компании требуют полные паспортные данные грузополучателя. С 1 сентября грузы без указания этих данных приниматься к перевозке не будут!

Основные
Тип мебеликресло
Вариант сиденьяМягкое
Наличие подлокотниковНет
Складная конструкция для хранения и транспортировки
НетЦвет обивкиРазные цветаПроизводительScottГарантийный срок12 (мес)Материал изготовленияКаркас креслапластикОбивочный материалтканьГабаритные размерыШирина1030.0 (мм)Глубина660.0 (мм)Высота1030.0 (мм)

Показать все

Кресло Eero Aarnio Style Ball Chair

Размер:w100 х d65 х h124 см.
Материал:Шерсть, Стеклопластик
Вес:52 кг.
Объем упаковки:0.94 м 2

Кресло Ball chair – особенности

Каркас изготовлен из стеклопластика. Звукоизоляция обеспечивается использованием пенообразного наполнителя. Возможность вращения по всей оси достигается благодаря прочной металлической ножке с вращающимся основанием. Обивка выполнена из контрастирующих с основным белым цветом красных шерстяных подушек.

Финляндию не зря называют страной всенародного дизайна. Именно в этом чудесном краю родились легендарные модельеры, музыканты, художники, архитекторы и дизайнеры, в том числе и Ээро Аарнио. Этот великий творец создал один из культовых предметов мебели – кресло-шар. Несмотря на то, что уже прошло более полувека с момента выпуска модели, кресло в виде шара остается излюбленным предметом дизайнерской мебели. Его можно увидеть в интерьере модных лобби-баров, концептуальных кафе, фешенебельных ресторанов, клубов. Кресло-шар часто мелькает в кинолентах, его используют в оригинальных фотосессиях, рекламных роликах, информационных плакатах. Знаменитое шарообразное кресло всегда привлекает внимание и пользуется стабильной популярностью. Даже примитивное помещение превращается в роскошные апартаменты, если в нем есть дизайнерское кресло-шар.

Кресло-шар, или Ball Chair, или же Globe Chair было создано финским дизайнером еще в 1963 году. Оно моментально привлекло внимание общественности своей нетривиальной формой и стало классикой промышленного дизайна. В последних модификациях кресло-шар представлено большим размером и имеет дополнительные функции: встроенные аудиоколонки, музыкальный проигрыватель и телефон. В современной интерпретации Ball Chair – это комфортабельный кокон, в котором можно слушать любимую музыку, читать, работать или же просто релаксировать.

Идея создания кресла-шара, как это часто бывает с открытиями, пришла к дизайнеру неожиданно. В 1962 году он переехал с женой в новый дом, в котором как раз не хватало уникального кресла. Аарнио решил сделать мебель своими руками. После создания нескольких набросков стало понятно, что задуманное им кресло напоминает мяч или шар. Чтобы наглядно определить размеры и высоту кресла, дизайнер сделал макет в натуральную величину, прикрепил его к стене, а жена очертила контуры модели. Так как кресло имело форму шара, то его проектирование было достаточно легким. Аарнио учел, что Ball Chair должно свободно проходить в дверной проем, и начал реализовывать первый прототип.

Каркас кресла был сделан тем же способом, каким создают крыло самолета или фюзеляж. Фанерную форму дизайнер покрыл мокрой бумагой, а затем укрепил полученную поверхность стекловолокном. Далее Аарнио ошкурил наружную часть, убрал все ненужное, вынул форму из фанеры, сделал мягкую обивку внутри и прикрепил опору. На финальном этапе работы внутрь сферы был установлен красный телефон. Так появилось на свет непревзойденное кресло-шар. Конечный результат был ошеломляющим. Тогда еще дизайнер не предполагал, что его детище войдет в историю, станет образцом дизайнерского искусства ХХ века. Когда модель увидели будущие заказчики, они сразу же загорелись идеей массового производства этой оригинальной мебели. А первое кресло-шар, сделанное самим мастером, до сих пор стоит в его доме.

Широкой публике кресло-шар было представлено в 1966 году в Кельне на международной выставке мебели. Сейчас даже сложно представить, какой фурор произвела тогда эта работа дизайнера. Но лучшим признанием таланта Ээро Аарнио можно назвать тот факт, что кресло-шар до сих пор пользуется популярностью и высоким спросом. Простые, но в то же время космические формы перевернули представление людей о дизайне мебели. Оказалось, что даже такое незаурядное кресло может органично вписаться в интерьер, добавив неповторимость и лоск.

Кресло-шар именитого финского дизайнера Ээро Аарнио входит в число лучших кресел в мебельной истории ХХ века. Эта модель никогда не приестся и не наскучит. По сути, кресло-шар как бы представляет собой миниатюрную комнату в другой комнате. Внутри полусферы царит атмосфера спокойствия и комфорта. Кресло позволяет отгородиться от внешнего мира, почувствовать себя уединенно в дружной компании и одновременно находиться в центре событий. Удобно расположившись в кресле-шаре обтекаемой формы, можно вращаться вокруг своей оси, общаться с окружающими и наблюдать за происходящим.

Читайте также:  Идея интерьера детской: фото тематических оформлений

В 1968 году мир увидел новый шедевр финского дизайнера – кресло-пузырь или Bubble Chair. На этот раз Ээро Аарнио пошел еще дальше в разрушении стереотипов и подвесил кресло к потолку. Новая модель оказалась очень удобной и практичной. Кроме того, Bubble Chair поражает невероятными акустическими характеристиками: сидя в кресле, можно спокойно читать, слушать музыку, отдыхать и при этом практически не слышать звуки извне.

Оба кресла Ээро Аарнио стали чем-то большим и значительным, нежели просто дизайнерскими предметами мебели. Создавая свои творения, мастер продемонстрировал всему миру, что искусство не терпит рамок и ограничений.

Максимально рекомендованный вес сидящего для эксплуатации модели – 150 кг.

Культовый дизайн 50-х: потрясающее кресло Bubble от знаменитого Ээро Аарнио станет ярким украшением любого интерьера

Строгое и лаконичное оформление – это хорошо, но иногда утомляет. Время от времени хочется окунуться в весёлую и беззаботную атмосферу ретро, которой чужда серьёзность и рутина. Творения финского дизайнера Ээро Аарнио – наиболее знаковые образцы данного направления.

Красочные проекты в стиле 60-х и 70-х годов выполнены в промышленном стиле. Удивительно, но эти гости из прошлой эпохи на редкость удачно вписываются в футуристичный образ наших квартир.

Одной из самых известных работ Аарнио является кресло-сфера Bubble. Форма капсулы очень комфортна для отдыха, она создаёт чувство уюта и уединения. Кроме того, этот шезлонг легко находит свое место практически в любом интерьере благодаря широкому спектру цветов.

На предлагаемых вашему вниманию фотографиях можно увидеть примеры его использования в гостиной с камином, кабинете, комнате отдыха. Так как внутренняя и внешняя отделка кардинально различаются, кресло может стать ключевым ярким акцентом среди доминирующих нейтральных оттенков.

Это удивительное место для сидения – излюбленный атрибут голливудских фильмов, будь то «Джеймс Бонд», «Люди в чёрном» или «Обливион». Оно принесло своему создателю международную известность и признание.

Первый экземпляр был изготовлен в далеком 1963 году и быстро приобрел популярность благодаря своей особой конструкции и подвесному механизму. Холодная и прочная, как бильярдный шар, поверхность и броская отделка изнутри стали революцией в мире дизайна! Это стильный символ шестидесятых.

Однако прогресс не стоит на месте. Герой нашей статьи претерпел ряд инновационных изменений. Например, его современные версии поставляются с встроенной беспроводной акустической системой. Минималистичный стиль набирает обороты, а это значит, что в настоящее время он ещё более популярен, чем когда-либо раньше.

Именно Bubble Chair подтолкнул Аарнио создать аналогичную модель, но с прозрачной оболочкой. Автор захотел объединить комфорт и игру света под эгидой своего бренда. Прототипом этого удобного кресла стали мансардные окна.

Именно они натолкнули дизайнера на куполообразные полушария нового творения. А для того чтобы не утяжелять конструкцию массивной опорой, он просто добавил металлическое кольцо и подвеску.

Этот предмет мгновенно становится центром внимания в любом интерьере! Он удивляет, восхищает и приковывает взгляды. Несмотря на свой визуальный объём, это свежее решение для маленьких квартир, где каждый сантиметр на счету.

Прозрачный шар не создает загруженности и не перекрывает поле зрения. Более того, он легко вписывается в самые разные цветовые схемы. Но самое лучшее место для этого кресла, разумеется, на веранде или возле окна. Это невесомый волшебный кокон для чтения и отдыха.

Аарнио дал жизнь ещё одному примечательному направлению дизайнерских аксессуаров, которое сочетает в себе элегантность и эргономику в простой и динамичной манере. Надеюсь, читатели сайта Музей Дизайна уже заметили забавного маленького щенка на фото?

Он выглядит как миниатюрное произведение абстрактного искусства. Мастер создал его специально для детей. А для того чтобы ему не было скучно, автор добавил в композицию игрушечного пони.

Завершающим штрихом проекта стал эффектный красочный стол-винт, который будто бы вкручен прямо в пол. Теперь играть с пространством могут не только дети, но и взрослые.

На этом мы заканчиваем знакомство с необычными и увлекательными проектами Ээро Аарнио. Определённо, это смелое и инновационное дополнение обозначит четвёртое измерение вашего дома! Стиль ретро триумфально возвращается в наш обиход, поэтому в скором времени кресла компании Bubble можно будет увидеть во всех модных интерьерах мира.

Eero Aarnio

Ээро Аарнио – из тех дизайнеров-новаторов, которые впервые начали применять пластик для создания предметов интерьера. Придуманные им кресла и столы невообразимых форм и расцветок, а также многофункциональные объекты с игровым подтекстом являются олицетворением эпохи шестидесятых годов XX века.

Ээро Аарнио родился в 1932 году в Хельсинки, с 1954 по 1957 год там же учился в Институте прикладного искусства. В 1962 году, освоив профессию дизайнера, открыл собственную студию, в которой занимался проектированием интерьеров, включая предметы мебели. Находясь в поиске свежих решений, Аарнио экспериментировал с пластмассами. Результатом первых опытов стало кресло под названием Ball, созданное в 1963 году.

«Комната в комнате»

Данное определение очень точно характеризует этот революционный объект. Каждый, кому когда-либо доводилось сидеть в кресле-шаре, мог почувствовать себя защищенным тонкой оболочкой, позволяющей побыть наедине с собой и своими мыслями даже в эпицентре шумной компании. В некоторых моделях Ball изнутри вмонтирован телефонный аппарат: кресло, изолированное от внешних шумов, легко превращается в кабину для переговоров. Аарнио шутил, что эта модель идеальна для однокомнатных квартир, потому что в Ball можно спрятаться, как в отдельной комнатке. Вращаясь на ножке-основании вокруг своей оси, кресло напоминает глобус, отсюда его второе название – Globe.

«У нас в доме не хватало большого кресла, – вспоминает дизайнер. – Я решил соорудить его самостоятельно, – абсолютно инновационное…» Сделав несколько эскизов, Аарнио остановился на шарообразной форме, параметры которой соответствовали его высокому росту. Опытный образец кресла, на изготовление которого ушел целый год, до сих пор находится в доме дизайнера. Ээро склеил шар из слоистой древесины, а затем заламинировал внешний корпус стеклопластиком.

В 1966 году кресло Ball, представленное на мебельной выставке в Кельне, принесло Аарнио мировую известность и дало старт целой серии предметов, созданных из фибростекла. Не так давно «королева панка» Вивьен Вествуд использовала кресла Ball в своем модном шоу, а до этого их можно было заметить в фантастических блокбастерах “Марс атакует” и “Люди в черном”, – естественно, на правах футуристического антуража.

Мыльный пузырь

Ball – само совершенство, но Аарнио быстро надоело прятаться в глухих «недрах» ламинированного шара. Он поставил перед собой новую задачу – впустить в пространство кресла естественный свет. Для этого применил достаточно необычную технологию: изготовил новый, совершенно прозрачный шар из акриловой смолы, которая нагревалась и раздувалась подобно мыльному пузырю. Форма, получившая название Bubble, подвешивается на цепи к потолку и буквально парит в воздухе. С момента создания этого кресла в 1968 году появилось огромное множество всевозможных его копий, но права на производство Bubble и других вещей от Аарнио принадлежат компании Adelta.

Гриб, томат и тянучка

Многие из предметов изобретательного финского дизайнера предполагают большое разнообразие в использовании. Нам посчастливилось увидеть кресло Tomato преспокойно плавающим в бассейне, и мы, на всякий случай, поинтересовались у автора, предполагал ли он это заранее? Оказалось, что да. Tomato – забавный объект для помещений, открытого воздуха и, как выяснилось, для воды – был изобретено в 1971-м.

Тремя годами раньше Аарнио разработал кресло Pastil («Тянучку»), имеющее, по мнению New York Times, «наиболее удобную для человеческого тела форму». Данный предмет удостоен почетной премии американской Академии промышленного дизайна. Аарнио вспоминает, что первый прототип Pastil был выполнен из полистирола: опытная модель позволила ещё раз проверить все параметры, эргономичность и возможность раскачивания. Кстати, при желании и на Pastil тоже можно поплавать.

Ещё одна «съедобная» идея от Аарнио – табурет Mushroom – кажется, не является водоплавающим продуктом. Аарнио придумал его в 1960-м. Первая версия «Гриба» была сплетена из ротанга, следующая – уже в семидесятых – изготовлена из стекловолокна. По разным причинам в производство Mushroom был запущен только в конце девяностых.

Парабола, фокус и другие

Стол Parabel (1994) Аарнио также выполнил из стекловолокна – материала, позволяющего добиваться скульптурной выразительности форм и чрезвычайно простого в уходе. Дизайнер считает, что для Parabel предпочтительнее лаконичный белый цвет, так как он особенно выгодно подчеркивает эффектную пластику ножки и столешницы.

Читайте также:  Детская мебель для творчества - идеи на фото

В течение многих лет Ээро не давала покоя идея универсального кресла, которое можно было бы с одинаковым успехом использовать в частных и общественных интерьерах – вальяжно восседать на нем в домашнем халате либо терпеливо высиживать рабочие заседания. Создав в 2002 году «обеденную версию» стола Parabel, Аарнио – в качестве дополнения к нему – придумал кресло Focus, эргономичный дизайн которого наилучшим образом сочетается с необычайно экстравагантной формой. Сделанное на основе металлоконструкции, покрытой специальной пеной и обитой тканью, это изделие удовлетворяет всем вышеизложенным требованиям: подходит и для домашней обстановки, и для офиса.

Однажды Аарнио признался: «Я стараюсь воспринимать окружающую природу, здания и другие объекты вне их масштаба: при этом большое может выглядеть маленьким, и наоборот…». Данное объяснение – своеобразный «ключ» к другому объекту дизайнера – Screw – столу, имеющему форму шурупа.

Pony, Tipi, Puppy

Некоторые предметы мебели от Аарнио имеют облик игрушек, среди них – Pony, Tipi и Puppy. Лошадка Pony уже не молода: ей тридцать шесть. Аарнио создал её в 1973-м – из формованного пенопласта на металлическом каркасе, обтянутого мягкой тканью.

Спустя тридцать лет появился «птенец» Tipi – с головой, но без клюва, с туловищем и птичьими ногами, но без крыльев. А совсем недавно Аарнио сделал собачку Puppy – из жесткого полиэтилена, по традиции предполагающего использование объекта как в помещении, так и на открытом воздухе.

Предметы из этого «домашнего зверинца» очень нравятся детям и часто воспринимаются ими исключительно как игрушки, хотя являются мебелью. «Стул – это стул, – поясняет дизайнер. – Но то, на чём сидят, не обязательно должно быть стулом. Оно может быть чем-то другим, – главное, корректным с точки зрения эргономики. Например, маленьким и мягким Pony, на которого можно сесть верхом…».

PLASTIC IS FOREVER

Аарнио признается, что в настоящее время гораздо больше мебельного дизайна его интересует архитектура – постройки Фрэнка Гери, Ричарда Мейера, Йо Минг Пэя, Нормана Фостера и Захи Хадид. На вопрос об учениках, – мол, у большого мастера непременно должны быть последователи, – Ээро отвечает уклончиво и с иронией: «Я знаю, что один иностранный производитель мебели попросил своих сотрудников сделать такой дизайн, какой делает Ээро Аарнио. Это обстоятельство дает мне повод думать, что у меня есть некоторое число последователей или, по крайней мере, многие меня копируют…».

На сайте www.eeroaarnio.com существует раздел, посвященный копиям, дискредитирующим честное имя маэстро: перечень некачественных подделок опубликован с целью спасти невнимательного покупателя от «несчастья» стать их обладателем. Здесь можно разглядеть кресло Ball с внутренней обивкой, выполненной из множества отдельных сегментов, – сделать подобную намного проще, но она несовместима с оригинальным дизайном. Или кресло Pastil – огромных размеров, но без отверстия для терморегуляции, отсутствие которого делает предмет непригодным для использования в условиях пляжа…

Большинство из созданных Аарнио объектов удостоено престижных международных наград и выставляется в крупнейших музеях мира – Музее современного искусства в Нью-Йорке, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Музее дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне. Созерцая всё это глянцевитое изобилие, хочется спросить: «Не много ли пластмассы. ». Пресыщенные пластиком шестидесятые далеко позади, но Аарнио всё ещё на коне. Новатор Ээро, как не странно это прозвучит, отличается завидным постоянством: живя в десяти метрах от чистейшего озера и находясь в постоянном контакте с живой природой, он убежден, что эпоха пластика не закончена.

Опубликовано в журнале «Проектор» № 2(7) 2009, Проект № 1 «Персонификация».

В Музее дизайна Хельсинки открылась выставка-ретроспектива работ Ээро Аарнио

В Музее дизайна Хельсинки открылась выставка-ретроспектива работ финского дизайнера Ээро Аарнио (Eero Aarnio), «пионера» в производстве качественной пластиковой мебели и создателя культовых кресел.

“C самого начала своей карьеры дизайнер работал в международном масштабе”, говорит куратор выставки Cуви Салониеми (Suvi Saloniemi). “Его стиль не был замкнут на том месте, где он жил и не продолжал традиции функционализма школы Bauhaus.”

Ээро Аарнио, сидящий в кресле «Шар», 1963 год

Аарнио родился в Хельсинки в 1932 году. Там же он закончил Инстиут промышленного дизайна и в 1962 году основал свою собственную дизайн-студию. Сейчас компания базируется в городе Вейккола (Veikkola) в Финляндии.

Кресло «Шар» , выпущенное в производство в 1965 году, стало иконой поп-культуры практически мгновенно. Оно даже появилось в вечерних новостях после того, как его показали на Международной мебельной выставке в Кельне в 1966 году. Несмотря на выросшую популярность кресла под ярлыками «поп» и «космический стиль», сам дизайнер настаивал на том, что он создал именно функциональный предмет, и отвергал такие сравнения.

Предлагаем немного прогуляться по выставке вместе с ее куратором и рассмотреть ключевые экспонаты.

Набросок кресла, 1954 год

Когда Аарнио подал заявление в Институт промышленного дизайна в 1954 году, его попросили, в качестве части вступительной работы, нарисовать человека, сидящего в кресле.

“Ээро среагировал примерно так ’О, Боже! Я не умею рисовать людей!’. Поэтому он взял и нарисовал человека, читающего огромную газету, сидя в шарообразном кресле”,- говорит Салониеми. “Такая композиция позволила ему в итоге нарисовать только руки и ноги человека, все остальное было скрыто газетой и креслом. Это было первое упоминание кресла «Шар» в его работах”.

Табурет «Вещь» (Juttu stool), 1961 год

Аарнио начал свою карьеру с создания в 1954 году простого стула из ротанга.

“На рождественских каникулах Ээро проводил время с семьей жены”,- говорит Салониеми. “Свекр предложил в качестве развлечения на досуге попробовать сплести что-нибудь из ротанга. Ееро начал было делать корзинку, но когда закончил, перевернул ее дном вверх и понял, что вышел табурет.”

В дальнейшем дизайнер спроектировал 4 различные модели табуретов из ротанга.

Кресло «Шар» (Ball Chair), 1963 год

Футуристическое кресло «Шар», которое Аарнио спроектировал в 1963 году, сделало его известным по всему миру. Кресло было напечатано на многих обложках журналов, оно появлялось в фильмах, телевизионных программах и практически в каждом каталоге по дизайну 20-го века.

“ «Шар» входит в десятку самых узнаваемых дизайнерских кресел”,- говорит Салониеми. “Покажите изображение кресла кому-угодно, и они его узнают.”

Набросок кресла, 1963 год

“Ценность этой разработки в дизайне в том, что подобной формы никто не делал раньше”.

Аарнио сделал прототип кресла вручную, накладывая мокрую бумагу слой за слоем на фанерную форму, чтобы создать «раковину», а затем покрыл внешнюю сторону стеклопластиком, отшлифовал его и добавил железное кольцо по контуру.

Кресло «Пастилка» (Pastil Chair), 1967 год

Планируя транспортировку кресел «Шар» на выставку 1968 года, Ээро был огорчен мыслью, что они занимают очень много места, при этом внутри кресел свободное пространство”- говорит Салониеми. “Дизайнер задумался над тем, чем полезным можно было занять это пустое пространство и придумал кресло «Пастилка», размеры которого совпадают с размерами внутреннего сидения кресла «Шар»”.

Ээро Аарнио в кресле «Пастилка» в своей студии, 1968 год

Кресло «Пузырь» (Bubble Chair), 1968 год

Дочери дизайнера в креслах «Пузырь», начало 70-х годов

“Ээро пробовал несколько раз читать в своем кресле «Шар» и все время приходил к выводу, что внутри слишком темно, ”- говорит Салониеми. “Как наслаждаться комфортным чтением в «Шаре»? Может быть стоит вмонтировать внутрь лампу или сделать корпус из прозрачного материала? Тогда он и придумал акриловую версию кресла – кресло «Пузырь»”.

Чертеж Аарнио кресла «Пузырь», 1968 год

“Фома кресла выдувается из акрилового полотна через металлическое кольцо, которое служит контуром. Как мыльный пузырь”.

Набросок кресла «Гнездо» (Nest Chair), 1982 год

“Мой любимый экспонат на выставке – это набросок на холсте размером 140 см в ширину и 90 см в высоту; Ээро всегда рисовал в масштабе 1:1”,-говорит Салониеми. “Это набросок большого косматого кресла. Работа датируется 1982 годом, но кресло до сих пор не было произведено.”

«Пони» (Pony), 1973 год

Набросок Аарнио «Пони», 1973 год

“Ээро придумал дизайн «Пони» в 1973 году. Он предлагал его рассматривать как игрушку для взрослых,”- говорит Салониеми. “Не игрушечное сидение, а сидение-игрушку. Ээро всегда говорил, что это не стул, а сидение. И это разделение было важно для него. Ээро веселый и с чувством юмора, и эти качества всегда отражаются в его работах”

В 2005 году Аарнио спроектировал новую форму в виде животного – «Щенок» (Puppy).

Ссылка на основную публикацию