Уникальный дизайн художественной мастерской керамики

Уникальный дизайн художественной мастерской керамики

Независимые детские творческие мастерские и арт-студии при музеях появились как альтернатива академическому образованию в области визуальных искусств, утолив голод по неформальной атмосфере, творческой свободе и современным подходам к обучению. Хороший выбор для тех, кто тянется к искусству, но еще не открыл в себе внутреннего художника или не определился с направлением.

Тем, у кого способности уже проявились, такие занятия помогут раскрыться, попробовать свои силы в различных жанрах и техниках, найти свой авторский стиль, манеру самовыражения. А самые маленькие здесь узнают, что творить — весело, интересно и очень похоже на игру. Расскажем о студиях и мастерских, где обещают обучать искусству на основе индивидуального подхода, свободы творческого поиска и синтеза накопленного предыдущими поколениями опыта и современных визуальных практик.

Творческие мастерские

Детская творческая студия Союза московских архитекторов (ДТС СМА)

facebook.com/www.dtssma.ru

Студия открылась в 2010 году на базе Союза московских архитекторов. Слушателям предлагается 21 курс, возраст студентов — от 4,5 до 16 лет. Занятия проходят раз в неделю. Студия работает с октября по май, открыта каждый день, можно подобрать курс и удобное время, соответствующее возрасту ребенка. Преподаватели — выпускники МАРХИ, архитекторы-практики из московских архитектурных бюро, имеющие реализованные проекты в области городского строительства и профессиональные премии. ДТС СМА (и дети, и преподаватели) — традиционный участник профессиональных фестивалей, городских праздников, работы юных архитекторов нередко можно увидеть среди экспонатов выставок.

Помимо практических занятий раз в неделю проходят лекции по истории искусства, культуры и архитектуры. Работая в атмосфере полной творческой свободы, будущие архитекторы получают возможность поиска своего способа воплощения художественной идеи, выработки собственной творческой манеры, индивидуального авторского почерка. Мастера студии, инициируя этот поиск путем постановки творческой задачи, ненавязчиво сопровождают юных художников в движении к цели, лишь по необходимости корректируя его траекторию.

Попасть в студию можно через отборочные мастерские. Предварительно заполнив простую регистрационную форму на сайте (самостоятельно или с помощью родителей), дети приносят в мастерские примеры своих домашних работ (принимаются даже фотографии на телефоне) и проходят конкурсное испытание, выполняя одно из заданий мастерских прошлых лет. Учебный год заканчивается грандиозной костюмированной вечеринкой за городом.
Адрес: Москва, Гранатный пер., 7 (здание Центрального дома архитектора), комната №4
Тел.: +7 917 595 45 48
E-mail: dtssmastudio@gmail.com
Сайт

Творческие мастерские ЦСИ «Винзавод»

facebook.com/tvorchmaster

Открылись в 2009 году группой энтузиастов, задумавших это пространство таким, чтобы сюда хотелось приводить собственных детей. Строгой и расписанной образовательной программы нет, занятия проходят в легкой и непринужденной игровой манере. Для детей от 3 лет работают 15 творческих студий и группа «Творческий детский сад и продленка», где малыш проводит время в обучающей творческой активности.

Детей можно приводить на отдельные занятия, а можно — на целый день, предоставив им полную свободу выбора: рисование, лепка, гончарный круг, анимация, шитье кукол, керамика, столярное дело, роспись сумок, декупаж, свечное дело, роспись деревянной игрушки, мастерская ручной печати — попробовать захочется все! Здесь можно заказать тематической день рождения, выехать в летний лагерь в Подмосковье, весело и с пользой провести весенние и осенние каникулы, отпраздновать Масленицу и Хеллоуин.
Адрес: Москва, 4-й Сыромятнический пер., 1/8, стр. 6
Тел.: 8 (495) 782 51 87
E-mail: reception@tvorchmaster.ru
Сайт

Арт-студии в Культурном центре «ЗИЛ»

vk.com/zilcc

В самом крупном культурном центре столицы художника со своими уникальными идеями и видением мира видят в каждом ребенке. Киношкола и школа анимации, мастерские керамики и художественного проектирования, студии изо и цифровой фотографии — искусству во всем его современном многообразии здесь обучают с 4 до 16 лет.

Несмотря на демократичные условия обучения (на некоторые программы присоединиться к группе не поздно в течение всего года), знакомство с миром искусства здесь основательное, а подход к обучению серьезный. Так, в студии рисования создано максимальное приближение к программе художественной школы.

В киношколе имени МакГаффина результат каждого семестра — просмотр самостоятельных учебных работ на большом экране с приглашением экспертов мира кино. В студии анимации год заканчивается презентацией коллективного анимационного проекта. Детей принимают по результатам собеседования и знакомства с творческим портфолио. Есть бюджетные места. Оплачивать можно как разовые занятия, так и абонемент на несколько посещений.
Адрес: Москва, Восточная, 4, корп. 1
Тел.: 7 (495) 675 16 36
E-mail: welcome@zilcc.ru
Сайт

Студия «Летал и шагал»

facebook.com/letalishagal

«Летал и шагал» — это не изостудия, это философия творческой жизни. По отзывам детей и родителей это мастерская с особой душевной атмосферой, свободой творческого труда и взаимного уважения. Работает с 2011 года для детей от 3 до 10 лет. С помощью современных мультимедийных средств детей знакомят с лучшими образцами изобразительной культуры от древних времен до новейшего актуального искусства. Отталкиваясь от классики, в практической работе здесь не предлагают готовые шаблоны и схемы. Здесь знают, как не надо учить. Включая в контекст мировой культуры, детей стараются увлечь так, что они сами найдут свой творческий способ выразить эмоцию, идею, впечатление имеющимися средствами.

У мастера здесь роль проводника: моделируя творческую ситуацию и атмосферу, быть рядом, чтобы вовремя подсказать, осторожно предложить выбор средств художественного выражения, вселив уверенность в себе, пробудив радость от соприкосновения с искусством и процесса созидания. Здесь бережно относятся к состоянию свободного творчества, берегут творческий импульс, учат не бояться «чистого листа» (не только в искусстве, но и в жизни), получать удовольствие от общения с искусством, видеть прекрасное в работах не только великих мастеров, но и собственных.
Адрес: Москва, Красноармейская, 4 (Музей авиации и космонавтики)/Б.Никитская, 47, стр.2 (Еврейский культурный центр)/Бобров пер., 6, стр. 1 (Библиотека Тургенева)
Тел.: +7 985 860 47 11
E-mail: letalishagal@gmail.com
Сайт

Школа искусств Перотти

vk.com/perottiartschool

В 2009 году Итальянский культурный центр и посольство Италии поддержали идею художников Федерико и Светланы Перотти о создании художественной школы. Так появилась Школа искусств Перотти, получившая признание за созданный метод интуитивной живописи. Школа предлагает годовые программы развития детей 3–4, 4–6, 7–9 лет и подростков 10–12 и 13–16 лет. За 30 занятий юные художники познакомятся с миром живописи, секретами мастерства великих художников, научатся открыто выражать себя художественными средствами, мыслить как художники. Школу отличает индивидуальный подход к каждому студенту, составленная с учетом возрастных особенностей программа, интересные творческие задачи.

Живописи здесь учат через творческое размышление и познание себя, навыкам самовыражения — через опыт взаимодействия с самыми разными материалами, техниками и художественными средствами. Отдельные курсы посвящены изучению основ графики и дизайна, скетчингу, авторской кукле. На период каникул школа предлагает летний лагерь и творческие путешествия. Запись на курсы идет в течение всего года. Места в группах бронируются после внесения оплаты. По окончании обучения студенты получают международный сертификат Школы Перотти.
Адрес: Москва, Расковой, 16/18/Никулинская, 6, корп. 3
Тел.: +7 985 920 12 78
E-mail: info@perottischool.ru
Сайт

Арт-студии при музеях

Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ им. А.С.Пушкина

vk.com/theartsmuseum

Работает с 2006 года. Один из самых востребованных городских просветительских центров художественной направленности расположился в старинной городской усадьбе XVIII века. Творческим развитием детей от 5 до 18 лет здесь занимаются на фоне богатой коллекции музейных экспонатов. Занятия проходят в главном здании или в Галерее искусства стран Европы и Америки. В центре работают «Изостудия», художественные мастерские «Эстамп» и «Керамика», кружок «Компьютерная графика», Клуб юных искусствоведов, Клуб любителей искусства (Древний мир). Цикл обучения — от года до 5 лет.

Образовательные программы составлены так, чтобы соответствовать возрастным особенностям детей и школьным программам по всеобщей истории и истории мировой художественной культуры. Для самых маленьких (5–7 лет) действуют двухлетние семейные группы: под руководством искусствоведов дети вместе с родителями знакомятся с изобразительным искусством, совершая познавательные прогулки по музею, слушают рассказы о шедеврах музейной коллекции, отвечают на вопросы, выполняют задания.

Изостудия, один из самых популярных кружков, рассчитана на детей, которые любят и умеют работать самостоятельно. Каждое занятие начинается с экскурсии по залам музея и продолжается в мастерских, где после знакомства с произведениями великих мастеров ребенок может «высказаться», изобразив на бумаге свои впечатления от только что увиденного. Для участия в занятиях необходимо приобрести абонемент (есть льготы). Прием в некоторые кружки осуществляется по результатам собеседования с просмотром домашних работ. По многолетним программам обучения весной — в начале лета происходит перерегистрация на следующий год (из практики — места заканчиваются уже в апреле).
Адрес: Москва, Колымажный пер., 6/2,3
Тел.: 8 (495) 697 74 96, 8 (495) 609 95 20
E-mail: museyon@arts-museum.ru
Сайт

Арт-студия Московского музея современного искусства (ММОМА)

acebook.com/mmomakids

Программа арт-студии состоит из двух курсов: «Двухмерная визуализация» и «Основы художественного восприятия». Чтобы попасть на занятия, достаточно заполнить регистрационную форму на сайте и пройти собеседование с просмотром работ (май-июнь). Обучение — с 5 до 12 лет. Курс длится с октября по май, обстановка камерная — в группах не более 10–15 человек. Занятия проходят в залах музея и состоят из теоретической и практической частей. В первой дети знакомятся с основами теории изобразительного искусства, базовыми понятиями, элементами композиции, основными художественными техниками, а также актуальными практиками современного искусства. Практическая часть предполагает отреагирование эмоций и впечатлений от увиденного и услышанного, дети рисуют с натуры, выезжают на пленэр.

Для самых маленьких слушателей (4–6 лет) разработаны короткие семейные программы, в ходе которых в совместной с родителями деятельности дети приобретают знания через эмоции, движение, игру и творческую активность. Для тех, кто постарше, открыта мастерская скульптора, в которой дети изучают жанры скульптуры и работают не только с глиной, но и с самыми неожиданными материалами, из которых тоже можно создавать скульптуры. Занятия проводятся на коммерческой основе, для льготных категорий предусмотрены скидки.
Адрес: Москва, Петровка, 25/Ермолаевский пер., 17
Тел.: 8 (495) 650 75 04, 8 (495) 650 05 78, 8 (495) 231 44 06
E-mail: studio@mmoma.ru, kids@mmoma.ru
Сайт

Детская студия Третьяковской галереи

vk.com/tretyakovgallery

Студия в Лаврушинском переулке открылась в 1989 году. В развивающие группы приглашают детей от 4 лет. Для самых маленьких занятия проходят в форме игры совместно с родителями. Учебные курсы — авторские разработки музейных педагогов; бОльшая часть из них идет циклами по несколько лет. Аудитория для занятий — выставочное пространство Третьяковской галереи, поэтому посещение постоянной экспозиции, временных выставок и вернисажей — обязательная часть образовательной программы. Детям преподаются различные творческие дисциплины (рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство). Каждое занятие — это просмотр экспонатов, тематических видео и творческие эксперименты в мастерской. Принимают в студию в сентябре по результатам собеседования и просмотра работ.

Новые творческие мастерские Новой Третьяковки

Программа мастерских составлена на год и знакомит с базовыми понятиями (цвет, фактура, объем, композиция), художественными материалами и ремесленными практиками. Основная цель — развитие креативного мышления и художественного вкуса — достигается продуманным сочетанием теории и практики. В начале каждого занятия дети знакомятся с музейными экспонатами — произведениями из постоянной коллекции «Искусства ХХ века» и временных выставок, вторая часть проходит в мастерской и посвящена осмыслению увиденного и воплощению творческой идеи через доступный художественный материал и инструментарий. Абонементы раскупают очень быстро.
Адрес: Москва, Лаврушинский пер., 12/Толмачевский пер., 6, стр.1/Крымский Вал, 10
Тел.: 8 (495) 957 07 73, 8 (495) 957 07 00, доб. 1905
E-mail: studio@tretyakov.ru
Сайт

Творческие студии Государственного центра современного искусства (ГЦСИ)

vk.com/ncca_moscow

Богатая образовательная программа мастерских (медиаискусство, графика, дизайн, художественное конструирование, скульптура, керамика), говоря на понятном детям языке, знакомит их с визуальной культурой в целом и современным искусством в частности. На занятиях дети экспериментируют с художественными практиками и технологиями, пробуют свои силы в различных жанрах художественного творчества, развивают творческое и проектное мышление, приобретают навыки, необходимые для дальнейшего образования и самостоятельного творчества.

Для детей 5–16 лет работают мастерские «Движущиеся картинки», «Умная глина», мастерская художественного конструирования и скульптуры «Форма и образ», мастерская видеоарта «Видеоглаз», мастерская книжного дизайна и графики «Книга художника», мастерская «Дизайн от А до Я». Занятия проходят в малых группах (до 10 человек), с сентября по май, один-два раза в неделю. Принцип синтеза искусств лежит в основе образовательной программы, нацеленной на комплексное художественно-эстетическое развитие детей, приобретение ими творческого опыта в процессе создания собственного творческого продукта, привитие художественного вкуса, формирование привычки находиться в постоянном творческом поиске и состоянии готовности к эксперименту. Запись — через анкету на сайте. Обучение проводится на платной основе, для детей с ОВЗ — бесплатно.
Адрес: Москва, Старая Басманная, 15, стр. 3
Тел.: 8 (499) 254 06 74
E-mail: studios@ncca.ru
Сайт

Детский центр Музея архитектуры имени А.В.Щусева

vk.com/archmuseum

Руки в глине

Керамистов в мире очень много. Менеджеры, маркетологи, pr-специалисты в последние несколько лет массово уходят в ремесло, устав от производства слов. Керамика в этом смысле идеально подходящее занятие – ручной труд, которому можно быстро научиться, понятная технология и красивый предмет на выходе, который можно потрогать, подарить, сфотографировать. Одни из самых популярных героев Instagram как раз керамисты. Мы выбрали тех, на чьи каналы подписаны десятки тысяч человек по всему миру.

На страницу Tortus Copenhagen подписаны почти 700 тысяч (!) человек – да-да, мы не ошиблись нулем. Что скрывать, своей популярностью ее автор Эрик Лендон обязан ну очень привлекательным видео процесса лепки, которые граничат по чувственности с эротическим кино. Это – маркетинг. Эрик примерный семьянин, живет с женой и двумя детьми в Копенгагене и работает в двухэтажной мастерской с большими окнами на тихой Kompagnistræde 23. Лет 15 назад он приехал в Данию из США учиться на керамиста, а сейчас сам дает мастер-классы по всему миру. Он использует уникальную технологию обливки керамики, при которой каждый узор – импровизация и результат по-разному подобранной температуры и цвета.

Бруклинский керамист Helen Levi в инстаграм 130 тыс. подписчиков благодаря простым формам и уникальной технике: ее керамика словно сделана из нескольких слоев песка и глины разных цветов. Рисунок, само собой, складывается в процессе и не может повторится. А еще у Хелен есть замечательные предметы кобальтово-синего цвета, обливная керамика и пес Билли, который разделяет ее любовь и ест исключительно из ярко-синих мисок, которые создает хозяйка.

За работами Такаши Эндо ежедневно следят 38 тысяч подписчиков. Японский керамист – настоящий художник, его работы – ультра-простые по форме и графичные – это искусство. Они настолько выверенные и совершенные по форме, что кажется кощунственным положить на тарелку Такеши пошлый антрекот или зеленый горошек. Ими нужно любоваться и ставить рядом с картиной или букетом, чтобы получить идеальный натюрморт. В Корее и Японии Такаши постоянно участвует в художественных выставках и получает награды за талант, внимательный взгляд и верную руку.

Читайте также:  Новая жизнь старых вещей - 25 вариантов поделок своими руками

Turning Earth – это целая команда из 18 керамистов, которая работает в двух лондонских студиях, делает керамику и проводит мастер-классы. Несмотря на то, что над предметами Turning Earth работают 36 рук, общее настроение у них близкое и генеральная художественная линия одна. Это живые, дружелюбные предметы базовых форм, которые приятно подарить и подружке-студентке, и бабушке – на юбилей и коллеге – на память. Не удивительно, что их новых фотографий каждый день ждут 34 тысячи подписчиков.

Британец Matt работает в очень трудоемкой и рискованной технике кристаллического остекления – процент брака в ней большой, она требует мастерства. Зато результат – поразительный: предметы из фарфора выглядят как стеклянные, но не прозрачные. Для этого их покрывают смесью кристаллической глазури c выверенными до миллиграмма ингредиентами толстым слоем – до 4 мм – и помещают в печь при температуре – вдумайтесь – 1300 градусов C. Затем резко охлаждают, чтобы образовались характерные узоры: чем дольше предмет стоит в печи, тем крупнее кристальные цветы на его боках. В общем – магия, волшебство и заслуженные 44 тысячи поклонников.

За знаменитым итальянским брендом в Instagram «следят» почти 30 тыс. подписчиков, и хотя они не специализируются на одной керамике, им есть что показать. Оригинальные вазы и скульптуры создают всемирно известные дизайнеры, в числе которых Алессандро Ла Спада иСамуэле Мацца. Все предметы отличаются не только манерой исполнения и функционалом, но и стилистикой.

Уникальный дизайн художественной мастерской керамики

Подпишитесь
на нашу email-рассылку

10 самых интересных керамистов с ярмарки Ceramic Art London

C 23 по 25 марта в Лондоне пройдет 15-я ежегодная выставка-ярмарка керамики Ceramic Art London. Мы собрали для вас десять знаковых керамистов, работы которых нельзя пропустить.

Ceramic Art London — крупнейшее событие в мире керамики, в котором ежегодно принимают участие более 90 ведущих британских и зарубежных художников. Третий год подряд оно будет проходить на территории колледжа Central Saint Martins, относящегося к Лондонскому университету искусств. Выставка организована Ассоциацией гончарных ремесленников Великобритании (The Craft Potters Association of Great Britain), которая была основана в 1958 году. Ее главная цель — поощрять молодых художников и помогать продвижению частных гончарных мастерских по всей стране.

В университете Роджер Колл изучал архитектуру, скульптуру и интересовался керамикой. После нескольких лет работы в архитектурной студии в Барселоне занятия керамикой переросли из увлечения в дело жизни. В 2009 году Роджер открыл свою первую студию керамики в Барселоне. Его фарфоровые скульптуры необычных форм, текстуры и ярких цветов поистине заинтересуют не только любителей эклектики, но и прирожденных минималистов.

“Я стараюсь работать над тем, чтобы люди ценили керамические предметы и скульптуры. Керамика — увлекательная форма искусства, способная научить тебя творить”, — поделился художник.

Мэтт Дэвис своими работами художник Мэтт Дэвис ломает традиционное восприятие гончарного ремесла, объединяя ручную работу с цифровыми технологиями. Предметы отливаются в трехмерной печатной форме и затем вручную покрываются слоем костяного фарфора или черной керамики. Его вазы — это “двоичные” объекты — соединения двух миров, отражающие дуализм вещей.

Работы Джо Кеох — это своеобразное исследование вазы. Каждая ее работа уникальна и создается с использованием традиционных керамических процессов производства. Но, оставаясь верной традициям керамики, она не следует канонам “как должно быть”, экспериментируя и создавая уникальные объекты.

Так, швы и неровные кромки, которые неизбежно появляются в процессе литья, в ее работах становятся неотъемлемой живой частью. Несмотря на то что ее работы могут использоваться по назначению, они выходят далеко за рамки функциональности, становясь произведением искусства.

Лорен Науман окончила Королевский колледж искусств в Лондоне, получила степень бакалавра в области художественного образования в колледже Эммануэль в Бостоне, проходила практику в Guldagergaard, Международном исследовательском центре керамики в Дании. После чего начала исследовать “границы” глины с помощью экспериментов, которые привели ее к созданию керамических ваз, похожих на изогнутую проволоку.

“Мои работы начинаются с создания “клетки” из влажной глины. В зависимости от нагрева печи и за счет пластичности материала глина начинает двигаться. Благодаря этому окончательная форма получается случайно”, — поделилась художница.

Юта Сегава — японский художник-керамист, специализирующийся в основном на производстве миниатюрной керамики. Все миниатюрные вазочки создаются вручную, и для их окрашивания используется более пятисот видов оригинальной глазури, которую художник разработал сам. Задача Юты — проверить пределы того, что может создать человек в таком маленьком масштабе.

Никола Тикстон — одна из ведущих современных скульпторов Великобритании, работающая в анималистическом жанре. “Мои работы основаны на том, что любое животное может испытывать чуждые и, возможно, непонятные нам, людям, духовные переживания”.

Эмпатия к глубинным эмоциям животных — основа многих работ Николы, изображающей в основном приматов, наиболее близких по ДНК к человеку существ. Все работы вылеплены вручную, а их необычные формы приглашают зрителя к диалогу.

Когда Мидори был ребенком, он думал, что станет писателем. Его голова была полна историй, воспоминаний, чувств и мыслей. Через некоторое время они настигали его в реальной жизни, и он не знал, что с этим делать, пока не занялся керамикой. “Как только я придаю своим мыслям форму, они становятся заземленными. Мои работы — это мой дневник. Это мои наблюдения, чувства, игра моего воображения, которые я отражаю в глине. Вероятно, это необычный способ вести дневник, но я нашел его самым легким и наиболее эффективным для меня. Потому что произведения искусства долговечны или почти вечны. После завершения каждой работы я чувствую себя свободным”, — поделился японский художник Мидори Такаки.

Работы Мидори хранятся в частных коллекциях в Австралии, Ботсване, Канаде, Дании, Франции, Германии, Японии, Новой Зеландии, Норвегии, Сингапуре, Швеции, Нидерландах, Великобритании и США.

Уникальный дизайн художественной мастерской керамики

Мария Колосовская, 26 лет, Москва

«Я творческий человек, окончила Московский архитектурный институт, создавать что-то красивое мне хотелось всегда. Около четырех лет назад я наткнулась на фотографию Люси Ри — лондонского керамиста. Меня очаровал ее образ и работы, которые она делала. Когда я поняла, что у глины и глазурей есть большой спектр возможностей, это меня буквально захватило. Выставка в Пушкинском музее, посвященная японской керамике раку, поразила меня своей эстетикой, откликнулась во мне.

Вначале цели не было, мне просто нравилось касаться глины, наблюдать за тем, как взаимодействуют между собой глазури. Сейчас я работаю в технике раку, но конкретное направление я за собой не закрепила, мне нравится много техник, нравится их совмещать между собой — люблю эксперименты.

Курс по керамике в Строгановке у художника Анны Капыриной научил меня свободе в отношениях с глиной и глазурями. Также я обучалась в художественной школе в Италии, брала отдельные курсы в Строгановке и, конечно же, занималась сама.

Керамическое образование — дорогое, материалы тоже. Особенно когда ты еще не определился со своим направлением, хочется все попробовать: разные виды глины, разные глазури. Две недели в итальянской школе стоили тысячу долларов, обучение в Строгановке два месяца — 40 тысяч рублей. Один урок в частных мастерских раньше стоил от 800 до 2700 рублей за три часа; килограмм глины в среднем от 40 до 1000 рублей; цены за глазури могут быть очень разными. Один гончарный круг обошелся мне в 75 тысяч рублей, другой — в 35 тысяч. Печь для обжига построил мастер за 120 тысяч рублей. Сейчас можно арендовать рабочее место и печь в мастерской, это очень удобно для тех, кто знает, что хочет, имеет представление о материале и не боится самостоятельного поиска.

У меня были сложности с организацией своей мастерской. Для меня было очень важным найти приятное пространство, и много времени ушло на поиск помещения и его обустройство, чтобы мне нравилось в нем находиться и было приятно и удобно работать. Всю мебель мой напарник делал самостоятельно: полки нужного размера, профессиональные столы. На это ушло много средств и времени.

Самое увлекательное в керамике — это волшебство процесса. Мне нравится, что конечный результат невозможно предугадать, как и любое взаимодействие стихии с человеком. К глине нужен особый подход, ее не получится приструнить, она очень своевольная, с ней необходимо договариваться. Работа с материалами учит смирению, терпению, дает возможность узнать себя лучше. Она также учит быть не привязанной к результату: бывает, вкладываешь в изделие всю душу и много времени, а после обжига или оно выходит из печи битым, или получается совсем не то, что предполагалось, или просто выпадает из рук еще не завершенным и разбивается вдребезги. Хотя в каких-то случаях трещины на моих изделиях оказываются очень уместными, придают живости объекту, дают определенный шарм, иногда я не против них.

Тем, кто заинтересовался керамикой, я бы посоветовала быть свободными, не бояться сделать что-то технологически неправильно, экспериментировать. Если сначала не получается, придумайте что-то свое, вдохновляйтесь другими мастерами, сейчас их легко можно найти в “Инстаграме”. Если есть возможность, поезжайте за границу, там могут дать качественный опыт. Каждая страна заряжает своим колоритом, предлагает различные техники. Создайте себе условия, чтобы быть вдохновленными этим процессом, и тогда все будет получаться и в радость».

Оля Быстрова, 31 год, Петербург

«Я работаю удаленно и много путешествую. В керамике — новичок. Полгода назад в Берлине пошла на короткий курс керамики, где меня научили основным техникам ручной лепки и работе с глазурью. В детстве, как и многие, я лепила, и я помню очень теплые и хорошие ощущения от этого.

Моей целью вначале было попробовать заняться керамикой во взрослом возрасте. Я отлично мастерю вещи, но до студии и занятий все никак не доходила. И вот решила, что пора, надо делать.

Занятия в brsg стоили около 200 евро. Получились первые керамические предметы, сделанные мною от начала и до конца, это было суперприятным переживанием. После этого мне довелось два месяца пожить на Бали. Там я ходила в студию Gaya. Занятие по гончарному кругу в группе стоило 400 тысяч рупий (около 1800 рублей). Я взяла абонемент на 10 посещений за 1 500 000 рупий (6800 рублей), в который входила безлимитная глина и инструменты студии. Обжиг изделий надо было оплачивать отдельно. Пока это самая просторная студия, в которой я когда-либо была, там удивительный свет, и мне было там очень хорошо.

Я сейчас в процессе исследования техник, для меня все это — ментальная практика, в ходе которой я вижу много своих внутренних блоков, учусь управлять эмоциями, отпускать мозг и логику и действовать интуитивно, выходя из привычных границ. Произошло много находок, которые я начала применять в разных аспектах своей жизни, — в общем, для меня это оказалось какое-то важное тактильное занятие, через которое я понимаю некоторые абстрактные концепции типа концентрации, стабильности, отпускания контроля и тому подобного.

Сложностью на текущий момент уже стало не следовать стандартным очевидным техникам и пробовать делать что-то неожиданное и незапланированное. Также для меня сложно делать простые вещи, сразу хочется начать делать что-то “особенное”. А на самом деле оказалось кайфом некоторое время остаться в формате очень простой чашки и попробовать сделать разные вариации, обжечь их, глазуровать и потом попить из них кофе. Так я смогла прочувствовать, как работает мелкая, еле заметная тактильность вроде характера фаски на кромке чашки. Это один из примеров.

Дальше мне интересно поэкспериментировать с обжигом. Как сказал мне опытный керамист, работы которого мне нравятся, you have to know how to cook clay to make it delicious (“ты должна знать, как приготовить глину, чтобы сделать ее вкусной”).

Желающим попробовать я бы посоветовала выбрать время и попробовать, это важный шаг. Возьмите пару уроков — ручная лепка, гончарный круг, потом купите абонемент и попытайтесь позаниматься без учителя, это интересный самостоятельный опыт. Главное — не бойтесь, это доступно для всех».

Маша Егорова, 26 лет, Москва

«Я занимаюсь керамикой около трех лет, но впервые об этом задумалась еще подростком, когда решила сделать себе сервиз. Вскоре эту мысль я отбросила как что-то невоплотимое. А когда мне было 22 года, я просто решила посмотреть курсы по керамике — и так попала на занятие в Терлецкий лесопарк к своей первой преподавательнице.

Это совпало с учебой в Институте проблем современного искусства. Поэтому исключительно как ремесло меня керамика уже не интересовала. Интуитивно хотелось, чтобы это так или иначе соединялось с современным искусством.

Я пришла заниматься на кругу, но после второго занятия поняла, что хочу работать больше, так я перешла на ручную лепку, раскатывала пласты из глины, склеивала большие куски.

Училась я мало, сразу начала делать дома что-то сама. Позже я ходила обжигать свои предметы в мастерскую в центре Москвы, где познакомилась хорошим мастером, которая дала мне пару уроков по глазурям и их химическим соединениям. Теперь мне уже часто пишут, что хотели бы прийти ко мне полепить/покрасить, поэтому у меня возникают мысли об открытии своей студии, но это отдельный разговор. У меня есть идея, которую нужно проработать, чтобы не стать еще одной классической мастерской, которых сейчас в Москве (спасибо!) очень много.

В прошлом году я купила электрическую печь для обжига небольшого размера. Она стоила около 100 тысяч рублей, это был мой вклад с возврата налога за покупку квартиры. Сколько я трачу на материалы, я пока не пытаюсь сосчитать, просто стараюсь деньги, которые получаю за продажу своих ваз, тратить только в дело. Покупка печи были необходима из-за сложности транспортировки необожженных изделий. Дело в том, что в основное время я работаю дизайнером, поэтому проводить время в отдельной мастерской, к сожалению, не могу. Работаю всегда дома на обустроенной лоджии. Без печи под рукой были бесконечные коробки, газеты, отломанные кусочки, стрессы и разочарования.

Читайте также:  Выбираем напольное покрытие для мастерской – полезные советы с фото

Мне было очень приятно, когда я начала получать отклики на свою работу. Я почти сразу сделала сайт, и мне стали писать или в компании говорить: “О, я тебя знаю, ты же делаешь керамические скульптуры!” В общем, когда есть обратная реакция — это вдохновляет на новое.

Керамика и современное искусство у меня всегда так или иначе перекликаются. Сейчас мои скульптуры часто взаимодействуют с fashion-фотографией. В первый раз у меня взяли скульптуры для съемки бижутерии в журнал “Афиша”, потом в Blueprint, недавно была история с Sicky. Мне, наверное, нравится такое неочевидное решение для взаимодействия керамики и других визуальных культур. Хотелось бы это развивать.

Я всегда делала не особо утилитарные предметы, поэтому в классических школах-мастерских сложно было найти понимание. Сейчас я хочу развиваться в сторону более концептуального подхода к керамике, идти не только интуитивным путем, но и продумывать историю своей скульптуры до начала работы над ней. Хочу попробовать работать с другими медиумами (музыкой, поэзией, фантастикой, модой) — пока не знаю, в каком виде: как часть самого керамического объекта или просто как вдохновение через другие сферы.

Сейчас керамика — это модное такое ремесло. У меня много знакомых, которые недавно начали заниматься керамикой, но, полепив полгода, бросили. Уже существует столько всего, интернет переполнен красивыми керамическими изделиями. Я не очень осведомлена о керамике как посуде, но мне кажется, главное тут — насмотренность и осмысленность в вопросе, зачем ты это делаешь. Последнее — это то, над чем я сама работаю сейчас. Без насмотренности два пути — отсутствие вкуса и вторичность. Я воспринимаю современный дизайн и искусство как науки, которые изучают контекст, аудиторию, подразумевают определенное исследование. В том числе поэтому определенная художественная чуткость кажется мне самым важным».

Анна Руссова, 43 года, Москва

«Я современный художник, делаю скульптуры и объекты. Керамикой занялась около 10 лет назад. Я долго была в поиске такого материала, с которым, с одной стороны, было бы просто работать, с другой — он был бы достаточно прочным и выдерживал, например, пребывание на улице.

До керамики работала с упаковочными материалами, деревом, бумагой, пенопластом, делала мозаику, отливала скульптуру из эпоксидной смолы — в общем, со всем, с чем только можно работать в домашних условиях, без мастерской.

Однажды родственники отдали мне печь для керамики, очень допотопную и с такой заковыристой инструкцией по использованию, что никто из близких разобраться в ней не смог. Я покрутилась около этой печи и поехала за советом на Верхнюю Масловку, в магазин для керамистов. Раньше там работал такой многим известный суровый дядечка, я его спросила, не продает ли он какой-нибудь книжки, как глину правильно обжигать. Он так посмотрел на меня сквозь очки и говорит: “А не пошли бы вы, девушка, керамике учиться?” Ну, я и пошла. По-настоящему я керамистом себя почувствовала тогда, когда купила собственную печь, а с той я так и не справилась.

Керамика настолько многогранная вещь, такое разнообразие техник, что быть специалистом во всем просто нереально. Я сразу сделала акцент в обучении на ручную лепку, все эти гипсовые формы, литье совсем не мое. И как только я поняла, как делать скульптуру из керамики, я перешла на этот материал.

Леплю я свои объекты из обычной белой глины, раскрашиваю ангобами, покрываю прозрачной глазурью — все совсем просто. Еще я учу керамике детей, и это отдельное удовольствие.

Если совсем углубляться в прошлое, то с керамикой я столкнулась сразу после школы, пока готовилась к художественному вузу. Я искала, где бы подработать, и устроилась в контору, где делали керамику под Гжель. Там меня научили росписи кобальтом и заодно познакомили с полным циклом керамического производства. Потом уже был центр ремесел на Верхней Масловке, затем еще курс у Александра Поверина, известного российского гончара. Сейчас я работаю в мастерской глины “КОМ”, где продолжаю учиться у своих более опытных коллег.

С одной стороны, керамика — вещь довольно бюджетная, особенно если сравнивать с теми же живописцами: глина везде есть, краски можно самим сделать или вообще без них обойтись (такая же история с глазурями), обжигать все это дело можно и в костре. С другой стороны, если вы хотите работать с особыми глазурями, высокотемпературными глиняными массами, тогда вам нужна хорошая дорогая печь. Я на свою печь два года копила деньги. Гончарный круг и другое оборудование для керамических мастерских тоже не самое дешевое. Правда, для того чтобы начать, вам вообще ничего не нужно: когда вы идете учиться, то все материалы вам предоставят, обжиг работ, как правило, тоже входит в обучение. Сегодня в Москве учеба стоит в среднем около 20 тысяч рублей.

Всем-всем керамическим премудростям научиться невозможно: кроме колоссальных исторических традиций, огромного количества разных школ и направлений есть еще и современные технологии. Это такое море информации, в котором легко утонуть. Для меня как раз самое сложное — принять: я столько училась, но все равно так мало знаю и умею. И есть еще вот эта непредсказуемость результата. Ты можешь делать каждый день однотипные работы, одна и та же глина, один и тот декор — и все равно не знаешь стопроцентно, что получится после обжига. Все, что ты сделал до того, как положить работу в печь, — это твое мастерство, а то, что происходит в печи, — магия. Недаром японские и китайские керамисты считают печь священным местом и читают молитвы во время обжига.

Зато каким бы тяжелым ни был твой день, стоит взять глину в руки — и все, ты расслабляешься. Может, и правда Бог создал человека из глины: такой родной материал по ощущениям. И податливость глины в работе меня невероятно покоряет. Иногда кажется, что я не просто леплю вещь, а создаю что-то живое. Оказывается, так приятно “быть Богом”: перед тобой бесконечные возможности, практически нет того, что нельзя слепить из глины!

Сейчас у меня стоит задача делать такие объекты, которые будут сочетать в себе керамику и, например, дерево или ткань. И еще новое увлечение и большая любовь — стрит-арт. Не знаю, как в других местах, но в Москве договориться о выставках художнику трудно, а тут ни с кем не надо договариваться, весь город твой, да что там город — весь мир! Для меня это очень перспективное направление, думаю потом плавно перекочевать в ленд-арт. Ну и еще мини-задача — все-таки освоить гончарный круг.

Тем, кто интересуется керамикой, я бы не советовала брать мастер-классы в духе “как сделать тарелку за два часа”. Возьмите основательный курс при серьезном учебном заведении — это станет вашей базой».

The Pled

Сегодня в гостях у редакции The Pled Наталина Мельникова — архитектор и автор декора из керамики, которая создала в Москве проект под названием ARTdetox. Инстаграм проекта @artdetox_workshop.

Как началась ваша история?

История производственной мастерской ARTdetox началась однажды вечером после очередного рабочего дня в архитектурном бюро. Тогда я и подумать не могла, что этот вечерний эксперимент через несколько лет выльется в мастерскую в центре Москвы. Керамика появилась в моей жизни, когда я находилась на стадии поиска. Красный диплом архитектурного и пятилетний стаж по специальности был в кармане, а проектированием заниматься уже не хотелось.

Мне, как творческому человеку, хотелось свободы, хотелось видеть готовый продукт быстрее. Хотелось, чтобы результат зависел только от меня! Хотелось легкости экспериментов.

С керамикой все это стало возможно! Я влюбилась в керамику сразу, с первого прикосновения. И продолжила изучать самостоятельно.

Фото: Павел Скребнев

Уже позже возникли мысли о собственном бренде декора и мастерской, в который могли бы собираться творческие и талантливые люди. Вскоре я уволилась из бюро, мои близкие меня поддержали, так начался мой самостоятельный творческий путь в керамике. Путь «на ощупь».

Фото: Дарья Снесарева

Я не думала, что начну проводить мастер-классы, но, видимо, мои работы (а тогда я вела маленький блог) и мой подход вдохновляли других. Мне стали писать с просьбами позаниматься индивидуально. Так спрос породил предложение. Сейчас в мастерской регулярно проводятся мастер-классы , и мы знакомим всех желающих с нашим подходом и приемами. Среди участников есть те, кто мечтает о собственном бренде, и те, кто просто пришел отдохнуть, познакомиться и пообщаться за приятным занятием.

Для участия в нашем мастер-классе совсем необязательно уметь рисовать, здесь важнее вкус, творческая интуиция, экспрессия и желание освоить что-то новое. Мы поощряем свободу и эксперименты.

Кто был идейным вдохновителем?

На тот момент я была увлечена творчеством американского дизайнера Келли Уэстлер. Кроме проектирования шикарных интерьеров в стиле фьюжн, дизайнер выпустила линию декора, — ее любимым материалом был мрамор. Я же увидела огромный потенциал в керамике. И впервые задумалась о собственной серии декора для интерьера.

Откуда такое название?

Я надеюсь, что Artdetox каждый может расшифровать интуитивно.

Art — слово говорит само за себя, а detox — п о аналогии с детокс-диетой, во время которой организм очищается, обновляется. Работа с керамикой обладает удивительным терапевтическим эффектом, время летит незаметно, и после работы с ней остается ощущение расслабления. Это замечаю не только я, но и гости наших занятий. На наших мастер-классах часто задерживаются, и это неспроста — время идет в каком то особом ритме.

У вас есть собственная студия?

Да, в прошлом году мы переехали в новое пространство. В центр. Это уже наш третий переезд. Первая мастерская, а скорее это был склад и мой мини офис. 13 квадратных метров и одно большое окно, но и это был шаг, первые вложения, было очень волнительно. В этой мастерской проходили наши первые занятия, время от времени собирались приятные компании, со многими участниками с тех пор дружим. Атмосфера мастерской и 13 квадратных метров располагали к теплому доверительному общению. Затем был переезд в настоящее индустриальное пространство, на завод, где уже появилась наша красавица муфельная печь. Спустя полгода я все же решилась на очередной и, надеюсь, окончательный переезд — в центр столицы. Для удобства гостей это было правильным решением. Сейчас мастерская в центре, недалеко от театра Маяковского.

Теперь, надеемся, мы не скоро сменим место обитания.

Здесь оборудовано все так, как хотелось. Была продумана планировка, экспресс-чертежи, даже разработали дизайн мебели, вычистили подвальные помещения. Друзья и волонтеры, неравнодушные к проекту, помогали в обустройстве мастерской. Я выложила пост в своем Инстаграм с просьбой помочь и подписчики откликнулись. Помогали мыть окна, красить трубы, убирать мусор, украшать подоконники, много чего мы сделали в этот наш переезд. Сейчас вспоминаю все это, и просто удивительно, как тогда мы дружно мобилизовались! Каждый вложил в Аrtdetox частичку себя и разделил этот волнительный момент со мной.

Расскажите о своей команде.

В нашей команде люди, которые пришли в проект, благодаря своему искреннему интересу. Нас объединяет любовь к материалу, схожий вкус и желание создавать. Кроме того, у нас общая цель — сделать уникальное пространство, непохожее ни на одну другую мастерскую.

Практически все мы не керамисты, но со страстью к керамике. И это объединяет нас еще больше. Мы не боимся экспериментов и любим пробовать новое!

Не так давно вышел наш новый сайт, за разработку и поддержку которого отвечает дружественная нам it-компания Zexler.

Кто вас поддерживает? Муж семья?

Без поддержки обойтись пожалуй было бы невозможно. Все же это волнительные шаги! Мой муж видел мой живой, неугасающий с годами интерес к керамике и потенциал в идее. Так мы решили вложить наши семейные сбережения в покупку оборудования. Все это позволило сделать первый шаг в новом направлении. Это я сейчас понимаю, насколько тогда это было важно, и очень рада, что мы решились.

Конечно, поддерживают друзья и даже гости мастерской, особенно те, кто наблюдает развитие нашего проекта с самого начала, а точнее с моего личного аккаунта в Инстаграм, в котором я когда-то робко начинала публиковать свои первые работы.

В последнее время к нам стали обращаться с крупных и не очень каналов с предложением отснять с нами мастер-классы. Значит наш стиль работы нравится аудитории, и это очень важная обратная связь, которая не может не вдохновлять. Так этой весной отсняли 3 выпуска для передачи Школа ремонта. Это не первый опыт съемок, но съемки впервые были прямо у нас в мастерской, с нашей атмосферой и, надеемся, энергетикой.

Нарисуйте портрет вашего клиента?

Хочется сказать не клиента, а гостя. Наш гость — это внутренне целостный, наполненный человек, с которым всегда интересно общаться на разные темы. Просто удивительно, какие интересные и талантливые к нам приходят люди. Совсем необязательно творческих профессий. На мастер-классах мы знакомимся с экономистами и финансистами, бухгалтерами и врачами, ну и, конечно, творческие гости: режиссеры, телеведущие, дизайнеры, художники, архитекторы, музыканты… Как видите, список профессий очень пестрый, но все, абсолютно все гости любознательные, интересующиеся, открытые к экспериментам.

В ARTdetox приходят, чтобы уютно и творчески провести время. Отдохнуть на мастер-классе, узнать что-то новое о себе. Скажу честно, многие гости у нас постоянные. У нас даже появилась такая опция: coworking, когда в нашем пространстве можно работать самостоятельно по абонементу.

Несколько наших гостей, чье знакомство с керамикой началось когда-то именно с нашей мастерской, уже начали самостоятельный путь. Они создают свои изделия, участвуют в маркетах, сотрудничают с магазинами. Это безумно приятно, значит у нас получается вдохновлять и мотивировать к самостоятельному творческому пути.

Хотим предложить вашим читателям посмотреть небольшое видео, посвященное нашему мастер-классу «Набор для завтрака».

Чем ваш бизнес отличается от других?

Как видите, мы работаем не с керамистами и не для керамистов. Мы для людей, для каждого. Для тех, кто хочет попробовать новый материал, сделать красивую вещь для дома, найти новых знакомых, интересно провести время, отдохнуть, мы называем это “получить эффект ARTdetox”, “Артдетоксить”. На наших мастер-классах царит свобода творчества. Особенность нашего подхода в том, что мы даем информацию, приемы работы с материалом и глазурью под особым дизайнерским углом зрения. Так как все мы не керамисты, а дизайнеры и смотрим на материал иначе. Мы следим за красотой и гармоничностью композиции работы, чтобы форма и узор сочетались, глазурь подчеркивала, а не портила идею, стараемся готовить технологически не сложные мастер-классы.

Читайте также:  Как обустроить домашний офис в столовой

В керамике все не просто, мы не устаем это повторять, и задача наших мастеров — сделать первый опыт работы с керамикой восторженным! Это важно!

Ведь можно получить невероятный эффект, сделать собственное открытие, наполниться восторгом, а можно и разочароваться! Наша задача сделать так, чтобы на занятии ученики отдохнули, а получая работы не просто обрадовались, а приходили в восторг.

Мне прекрасно знакомо это чувство первой удачи, детского восторга от результата после обжига. Мы стараемся сделать так, чтобы каждый получил свой сюрприз, потому что это и есть ARTdetox. Иначе это уже просто пробы и поделки.

А давайте теперь поговорим лично о вас. Расскажите про свои увлечения.

Последний год моим единственным увлечением был проект ARTdetox. Но в действительности мне многие сферы интересны. По прежнему интересуюсь архитектурой, последнее время увлекает наша архитектура 60-70 гг. Отношения к ней однозначного не сформировалось, а пора переоценивать ситуацию. Все-таки это то, что нас окружает в огромном количестве. Все наши спальные районы, дома культуры и прочие постройки — это наша среда и среда наших детей. Мы привыкли восхищаться 18-19 веками, но ведь есть и век 20-й, и пора научиться его понимать. В связи с этим вынашиваю идею создания авторской передачи об архитектуре (мое второе дополнительное образование — “Ведущий радио и ТВ”), но пока это только творческие планы.

Вторая моя страсть — это Melnikova_lab — проект по выпуску авторского декора из фарфора. Думаю над коллекциями, рисую эскизы, готовлю чертежи для выпуска прототипов. Много вкладываю времени, средств и сил.

Пока выпущена только первая серия декора в стиле POP-ART. Но впереди кое-что, посвященное нашим традициям, эту тему невозможно обойти стороной.

От хобби – к бизнесу: как устроена студия авторской керамики

Вячеслав Смородин – о том, что нужно для запуска собственной мастерской

    Поделиться:

IT-инструменты, которые использует Вячеслав Смородин

  • Diafan.cms
  • Instagram
  • LinkedIn

В питерской студии «Кукла-Арт» клиент может заказать художественную керамику для декора интерьера, коллекции или подарка. Заказчику предложат несколько эскизов будущего изделия и изготовят черновой вариант из глины. Каждый этап работы фотографируется и отправляется клиенту. А он может вносить изменения до тех пор, пока не начнётся обжиг изделия. О том, какой эффект приносит такая тесная работа с заказчиками, порталу Biz360.ru рассказал основатель студии керамики «Кукла-Арт» Вячеслав Смородин.

Вячеслав Смородин, 36 лет, по образованию фотограф. Почти сразу после окончания училища стал трудиться в сфере энергетики из-за невозможности найти работу по специальности. Имеет неоконченное высшее техническое образование. До осени 2015 года работал на одном из предприятий начальником строительно-монтажного управления. В начале 2015 года вместе с супругой Ольгой Мыльцевой открыл керамическую мастерскую «Кукла-Арт» в Санкт-Петербурге. Вложения в проект составили около 200 тысяч рублей.

У Вячеслава Смородина и его супруги Ольги Мыльцевой нет профильного художественного образования. Так получилось, что оба они увлеклись керамикой, будучи занятыми в других сферах, – у Ольги был небольшой салон красоты, а Вячеслав работал на предприятии малой энергетики.

Вячеслав с детства увлекался дизайном, а Ольга рисовала. Несколько лет назад она зарегистрировалась на сайте «Ярмарка мастеров», где творческие люди выставляют для продажи собственные изделия. Ольга предлагала на этой площадке свои картины, которые рисовала в свободное время ради удовольствия.

Вскоре там же появились вещи, предназначенные для декора. Их Ольга делала из самозатвердевающей глины. Такое изделие лепят из глины, а потом раскрашивают красками. Никакого обжига данный материал не требует.

К вещам из самозатвердевающей глины появился интерес со стороны друзей и знакомых, потом возникли сторонние клиенты, а чуть позже – даже корпоративные заказы; например, подмосковная фабрика колбасных изделий заказала 200 забавных поросят. Выполнение этого заказа растянулось на два месяца.

Тогда-то у супругов и возникла мысль сделать своё хобби основным источником дохода. К воплощению этой идеи они подошли очень тщательно. Решили делать керамические изделия, соблюдая все нюансы технологического процесса. Чтобы проверить, будет ли спрос на них, выставили на «Ярмарке мастеров» первые изделия из керамики. Покупатели и заказчики на них нашлись довольно быстро.

В начале 2015 года Ольга прекратила работу в салоне красоты и полностью посвятила себя собственному проекту – студии керамики «Кукла-Арт». Требовалось время, чтобы научиться понимать материал, отработать технологию. Вячеслав в это время продолжал работать в качестве начальника СМУ – зарабатывал деньги на первое время жизни в качестве предпринимателей. В августе 2015 года он тоже оставил место работы, и теперь всё своё время посвящает собственному бизнесу.

Перед запуском собственной студии керамики Вячеслав изучал предложения конкурентов. Оказалось, что керамических мастерских, которые предлагают оригинальные изделия, очень мало. На рынке превалируют китайская керамика низкого качества.

Можно найти небольшие студии и отдельных мастеров, которые работают без официального оформления. Но из-за их неофициального статуса с ними не хотят сотрудничать корпоративные клиенты. Также на рынке представлены официальные гончарные мастерские, предлагающие посуду. Но мастерских, которые берутся за миниатюрную пластику, единицы.

С самого начала Вячеслав и Ольга сделали ставку на индивидуальный подход. Для клиента могут разработать эскиз и предложить несколько вариантов на выбор; заказчик имеет возможность вносить корректировки до тех пор, пока не появится наиболее устраивающий его вариант. Бывает, что приходится менять эскиз до пяти раз.

«Каждый этап изготовления фотографируется и отправляется заказчику, таким образом мы позволяем клиенту контролировать процесс и познакомиться с технологией изготовления керамики», – замечает Вячеслав Смородин.

В студии керамики «Кукла-Арт» можно купить также и готовые изделия. Если клиент захочет внести изменения в выставленную вещь, то для него изготовят новую с учётом его пожеланий – например, изменят роспись, цвет, позу персонажа, добавят надпись и тому подобное. Такие покупки составляют около 20% от общего числа. Остальные 80% приходятся на изделия, которые выполняются на заказ с составлением эскизов.

На изготовление одного керамического изделия уходит порядка двух недель. Именно столько времени требуется для соблюдения технологического процесса.

Сначала из подготовленной глины формируется изделие. Затем оно отправляется на сушку в специальную камеру, где постепенно сохнет до определенного уровня влажности. Нарушение этого процесса приводит к трещинам, деформации и порче изделия. Процесс сушки в среднем занимает 4-7 дней.

После этого работу ставят в печь на обжиг. В печи температура увеличивается постепенно. Нарушать процесс нельзя, иначе изделие может лопнуть или покоробиться. Обжиг занимает порядка 8 часов.

Затем требуется время на плавное остывание – ещё порядка 8 часов. После этого вещи покрывается ангобами – цветными глинами или цветными глазурями, которые используется в качестве красок. Затем, в зависимости от художественной задумки, для придания блеска и водонепроницаемости изделие покрывается прозрачной глазурью. И снова ставится в печь для обжига.

Не все клиенты студии «Кукла-Арт» знают о том, как создаются керамические изделия. Поэтому они не всегда понимают, почему им приходится ждать свой заказ в течение двух недель. Ольга и Вячеслав рассказывают о технологических нюансах и объясняют, почему нельзя сократить время на производство заказа.

Заниматься изготовлением керамики Вячеславу и Ольге приходится методом проб и ошибок. «Советской школы керамики больше нет. И сейчас практически не существует площадок, где люди могут перенимать знания и опыт», – констатирует Вячеслав Смородин.

Приходится много экспериментировать с материалами. Часть времени уходит на поиск технологии и сочетаемости компонентов. Большинство производителей находится за рубежом и далеко не все предоставляют информацию о полном составе сырья. Например, испанская глина дорогая, а более дешевая из ближнего зарубежья не стабильно хорошего качества.

Для керамической мастерской годится не каждое помещение. Обычный офис тут не подойдёт. Для работы с глиной необходим свой подвод воды и сантехника. Печи для обжига и гончарный круг требуют больших энергетических затрат, чем электроснабжение офиса. Производственные же помещения сдаются только большими площадями (часто от 300 квадратных метров). Поэтому поиск помещения для мастерской «Кукла-Арт» растянулся на два месяца. Но за это время удалось найти подходящий вариант.

Самое необходимое оборудование в работе керамиста – печь для обжига. В студии «Кукла-Арт» есть две печи: одна небольшая, объёмом 60 литров, а другая – почти втрое больше (160 литров). Одну печь супруги купили, а другую взяли в аренду. Сэкономить на оборудовании помог и предыдущий опыт работы Вячеслава: так как он работал инженером, то смог самостоятельно изготовить камеры для просушки.

Начальные вложения в собственное дело составили около 200 тысяч рублей. Это были полностью собственные средства супругов. Часть денег получили от корпоративных заказов, что-то добавили из накоплений. «И мы решили: сейчас или никогда. Это был конец 2014 года, начало очередного кризиса. Но сколько времени ждать, пока кризис закончится?»

Друзья и знакомые Вячеслава и Ольги поддержали их желание заняться собственным делом. Хотя некоторые, включая родственников, пытались отговаривать. Они не понимали, зачем менять стабильность в виде имеющегося рабочего места с понятным доходом на предпринимательские риски. Недопонимание, по словам Вячеслава Смородина, сохраняется и сейчас.

Первых клиентов студии «Кукла-Арт» удалось привлечь посредством социальных сетей и контекстной рекламы в «Яндексе». Затем стало срабатывать «сарафанное радио». Новые клиенты появляются часто именно благодаря ему – увидят у кого-то изделие студии, спросят, кто это сделал, и возьмут контакты. Потом связываются с мастерской и просят сделать что-то для себя

Особым спросом пользуются портретные статуэтки. «Если это подарок коллеге, надо подчеркнуть не только характер человека, но и суть его работы, должности, настроение. Всё это надо учесть и придать законченный художественный вид изделию», – раскрывает профессиональные секреты Вячеслав. Для создания портретной статуэтки Вячеслав и Ольга запрашивают фотографии человека, спрашивают о его характере, увлечениях и образе жизни.

Корпоративные клиенты заказывают в студии «Кукла-Арт», как правило, эксклюзивные подарки клиентам. «Мы оказываем помощь в разработке подобной продукции. Прошлый опыт работы в маркетинге помогает лучше понять назначение сувенира, создать портрет потребителя компании и изготовить наиболее целевой продукт», – признаётся Вячеслав Смородин.

В студию довольно часто поступают просьбы выполнить копии работ известных мастеров. «Нам это не интересно. И мы считаем, что заниматься плагиатом нехорошо. В таких случаях мы предлагаем что-то из понравившейся тематики, но своё собственное», – рассказывает Вячеслав.

Часть клиентов студии «Кукла-Арт» – коллекционеры. Они собирают оригинальные изделия определённой тематики – например, колокольчики, собак, котов, кукол и т.д. Они объясняют Вячеславу и Ольге, что им надо, затем утверждают эскиз и получают нужную им вещь.

Работа с одним из коллекционеров растянулась на несколько месяцев. Он в течение 1,5 месяцев утверждал эскиз. Начиная с черного варианта, просил то что-то убрать, то что-то добавить. В готовом варианте пришлось менять цвета и покрытие. Переделывать работу пришлось пятнадцать раз на всех этапах. «В какой-то момент мы практически отказали в выполнении заказа, но вскоре нашли общий язык и работа была выполнена. Заказчик остался доволен и хорошо заплатил. Наше терпение было вознаграждено и ряды постоянных клиентов пополнились», – рассказывает Вячеслав.

Сегодня у студии «Кукла-Арт» есть и клиенты из-за рубежа. Чаще всего ими оказываются российские эмигранты, которые живут в Израиле, Италии, Германии, Канаде. Сначала они заказывали готовые изделия, которые были выставлены на «Ярмарке мастеров», а потом перешли на заказы через сайт.

Часть клиентов «Кукла-Арт» находит на выставках-продажах, в которых активно участвует и где продвигает свою продукцию.

Стоимость изделий студии «Кукла-Арт» сильно зависит от характера работы с клиентом. Если он заказывает типовое изделие по образцам, выставленным на сайте студии, и не вносит в него корректировок, то платит установленную цену. Например, авторская сахарница или кружка с блюдцем могут стоить 1200 рублей, керамическая статуэтка – 2 500 рублей.

Если выполняется оригинальный заказ, то его цена складывается из того, как долго согласовывается эскиз и черновой вариант в глине. На конечную стоимость влияет размер изделия и количество израсходованного материала.

«Бывает, что спрашивают, почему такая высокая цена. Но это случайные люди, как правило. Не припомню случая, когда кто-то торговался с нами из-за цены», – говорит Вячеслав Смородин.

Есть корпоративные заказы, которые выполняются небольшими партиями. В этом случае устанавливается определенная предоплата и только после выполнения работы оплачивается полная стоимость заказа. «Корпоративные клиенты ценой, как правило, довольны. И говорят, что цены у нас невысокие», – признаёт Вячеслав. Тем более, что постоянным клиентам предоставляются скидки.

Российских производителей нужного студии сырья практически нет, поэтому глина закупается испанская или украинская, а ангобы и глазури – немецкие или китайские. Поэтому цена изделий зависит и от курса валют.

На данный момент проект «Кукла-Арт» вышел на самоокупаемость. «Заработок на данный момент конечно не постоянный, но в определенные периоды мы зарабатывали не меньше, чем работая наёмными сотрудниками», – признаётся Вячеслав Смородин.

В этом году супруги хотят активнее продвигаться за границей. Там керамические изделия ручной работы стоят гораздо дороже, чем в России. Более привлекательная цена может сделать эти планы реальными. Для продвижения за границей Вячеслав и Ольга хотят осенью этого года поучаствовать в Миланской выставке.

Сейчас Вячеслав и Ольга разрабатывают несколько проектов развития студии. Один из них – производство качественной и экологически чистой посуды, которую будут поставлять в рестораны, кафе, офисы. Супруги хотят предлагать своим клиентам керамическую посуду, разработанную с учетом характерных особенностей конкретного заведения. Это позволит делать бренд более узнаваемым и привлекательным.

Так же для студии интересен образовательный проект в формате коворкинга. «Мы хотим показывать процесс производства предметов быта, вовлекать людей в их разработку и создание, приобщать к бережному потреблению. На подобной площадке люди могли бы создавать что-то для себя, получая консультации и необходимое оборудование, – рассказывает Вячеслав. – Сейчас мы ищем партнёров, которые захотят сотрудничать с нами в этих проектах. Возможности для монетизации есть».

Ссылка на основную публикацию