Кабинет библиотека – союз двух важных помещений

Проектирование библиотек

Хоть современная IT-культура и стремиться вытеснить из нашей жизни толстые фолианты, призванные сеять доброе и вечное, пока есть книги, всегда будут востребованы и библиотеки. Невозможно переоценить значение грамотно составленного проекта при строительстве такого учреждения культуры, как библиотека. Проектная документация разрабатывается на основе задания на проектирование и с учетом направления деятельности, так библиотеки могут быть рассчитаны на разную аудиторию и возрастную категорию (взрослые и детские), научные, технические и др.

Спецификация играет решающую роль при разработке объемно-планировочного и конструктивного решения,
так как она подразделяет библиотеки на:

  1. Государственные;
  2. Федеральные;
  3. Библиотеки субъектов Российской Федерации;
  4. Министерские;
  5. Муниципальные, учрежденные местными органами;
  6. Библиотеки Российской академии наук, а также других академий, образовательных учреждений и научно-исследовательских институтов;
  7. Библиотеки предприятий, организаций, учреждений;
  8. Библиотеки общественных объединений;
  9. Частные;
  10. Библиотеки, учрежденные иностранными физическими или юридическими лицами, а также международными организациями.

Немаловажное значение при расчете полезной площади проектируемого здания имеет степень посещаемости библиотеки в данном городе, а также численности обслуживаемого населения. Разрабатывая проект строительства библиотечного здания необходимо помнить об основном предназначении данного объекта — это создание комфортных условий для посетителей, а также учет, пополнение и сохранность библиотечного фонда.

Поэтому проектом должны быть предусмотрены все эти моменты, дабы обеспечить библиотеке эффективное функционирование.
В состав помещений библиотеки, четко регламентированного нормативными документами, входят основные, вспомогательные и обслуживающие помещения, которые представляют собой:

  1. Помещения обслуживания читателей;
  2. Читальные залы, в том числе отраслевые и специализированные отделы;
  3. Секторы справочно-библиографической, иностранной, технической, краеведческой, научно-методической литературы, гуманитарных и естественных наук;
  4. Читательские боксы;
  5. Фонды открытого доступа читательских залов и абонементов;
  6. Кафедра выдачи и приема литературы;
  7. Помещения для проведения кружковых работ, групповых занятий, семинаров;
  8. Лекционные залы и аудитории;
  9. Хранилище;
  10. Административные и рабочие помещения;
  11. Технические помещения;
  12. Подсобные помещения;
  13. Вестибюли и гардеробные и т.д.

Проектом строительства на территории библиотеки может быть предусмотрено наличие музея, зоны отдыха, сувенирных киосков, магазинов, буфетов, курительных и других помещений. Проектирование библиотеки осуществляется согласно требованиям СНиП по планировке и застройке населенных мест, а так же действующим нормам проектирования.

К планировке хранилищ в зданиях библиотек предъявляются следующие требования:

  • Книгохранилище должно иметь удобные связи с отделом обработки, кафедрами выдачи, секторами отделов, лабораторией гигиены и реставрации, а также непосредственно сообщаться со служебными помещениями отдела хранения и отделом межбиблиотечного абонемента;
  • В библиотеках групп 1-1У, составляющих фонд более 50 тысяч единиц хранения в объеме основного книжного хранилища, следует выделять обменно-резервные фонды. Зону резервного фонда располагают рядом с производственными помещениями, относящихся к сектору обменного фонда. Это производится с целью создания удобной связи с экспедицией. Но при возникновении сложностей с размещением зоны резервного фонда согласно нормативам, допускается его перенесение в отдельное помещение;
  • Хранилища передвижного фонда рекомендуется располагать смежно со служебными помещениями, предусматривая тем самым удобную связь с экспедицией, то есть помещениями приемки и распаковки литературы;
  • Хранилища, предназначенные для хранения крупногабаритных материалов, куда относятся чертежи изографики, карты, кальки, газеты и пр. документация, размещают в отдельном помещении, отчужденного от залов обслуживания посетителей и других функциональных групп.

Что касается правил проектирования служебных помещений, то здесь квадратура определяется из расчета, что на 1 сотрудника полагается 5 кв. м. Помещения отделов комплектования, технической и научной обработки, а также помещения организации каталогов необходимо объединять в единый комплекс и размещать на нижних этажах здания. Служебные помещения должны находится в удобной взаимосвязи с помещениями библиографии, научной обработки каталогов и с читательскими залами.

Помещения обменного и резервного фонда, межбиблиотечного абонемента и комплектации проектируются в тесной связи с помещениями приемки и распаковки литературы. Площадь служебных помещений, функциональным назначением которых является комплектование, техническая обработка и организация каталогов, определяется согласно нормам, по которым на 1 сотрудника приходится 6 м 2 .

Проектирование помещений административно-хозяйственного аппарата, к коим относят приемные, гардеробные, рабочие комнаты, служебные вестибюли, комнаты отдыха персонала, санузлы, помещения общественных организаций, склады инвентаря и сбора макулатуры, производится в зависимости от штата библиотеки и в соответствии с требованиями временных указаний, касающихся проектирования зданий административных учреждений.

Кабинет библиотека – союз двух важных помещений

Советы хорошие и разные: как рекомендательные алгоритмы управляют пользователями и при чем здесь нейросети

Цифровизация образовательных программ: настоящее и будущее

Наука в библиотеках: что ограничивает исследовательскую деятельность

Библиотеки для слепых помогают наладить диалог с обществом

Добиться взаимности. В чём смысл обоюдного признания дипломов с другими странами

Проект 5-100 становится частью национального проекта «Образование»

Что дальше: 10 трендов в развитии библиотек в 2020 году

Библиотеки нового поколения

Гранты 2019–2020. Кто готов заплатить за библиотечные проекты

Цифровой университет: новое образование для новой экономики

Команда дизайнеров KIDZ превратила библиотеку им. Н. В. Гоголя в одно из самых модных городских пространств и с тех пор преобразила не одну петербургскую библиотеку. Именно они на портале Библиотеки нового типа визуализировали идеи и принципы, заложенные в «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки».

Как трансформировать книжные хранилища в актуальные социальные пространства? Дизайнеры поделились опытом.

Алексей Пузин,
директор по развитию, дизайн-бюро KIDZ

Егор Богомолов,
архитектор, дизайн-бюро KIDZ

Настя Терещенко,
архитектор, дизайнер, дизайн-бюро KIDZ

Идеология определяет дизайн

Когда нам предложили преобразить библиотеку Гоголя, мы задали себе вопрос: «А что такое библиотека? Что она есть сейчас? Для кого она работает?» Именно от ответов на эти вопросы зависит, какими будут структура и оформление пространства.

Идеология пространства меняется. В «Модельном стандарте» прописано, что публичная библиотека превращается в центр социальной активности и коммуникации. Сама книга утрачивает значение как вид ценности, а библиотека реорганизуется из книжного хранилища (хотя одна из основных функций библиотеки — продолжать хранить книги как ценность) и приобретает функцию социальную: проведение мероприятий и выстраивание коммуникации. Именно от формата мероприятий, когда люди собираются и через различные виды активности взаимодействуют друг с другом, отталкивается и концепция пространства. Человеку должно быть удобно идеологически, визуально и на уровне ощущений.

В центре внимания — мероприятие

В верхней части нового сайта библиотеки Гоголя обращает на себя внимание фраза «предложить мероприятие». Это знаковая деталь. Пользователь сам может предложить провести занятие или встречу в библиотеке и ему, скорее всего, не откажут. Такой подход, конечно, отражается в структурировании и оформлении пространства. По сути, нужно дать возможность на небольшой площади организовать культурное мероприятие, не зная наперед, что конкретно могут предложить посетители. Это значит, что за 10–15 минут, без использования грубой мужской силы, пространство, которое было приспособлено, например, для чтения 50 человек, должно превратиться в зрительный зал для 100 человек. Как это сделать? А просто передвинуть стеллажи на колесах, освободить место, расставить стулья — все, идет лекция! Через час-полтора она закончилась и также легко пространство принимает прежний вид.

Сделать пространство мобильным

Мобильность достигается за счет многофункциональной мебели, которая вместе с тем служит и разграничителем пространства. Мы обожаем многофункциональность. Например, у нас есть объекты, которые одновременно представляют собой стеллаж для хранения книг, место для сидения и отдыха и разделяют зоны различной активности. Один предмет мебели решает несколько задач: функциональных, пространственных и дизайнерских. К тому же, большая часть мебели — на колесиках, ее можно легко и быстро передвинуть.

Сделать пространство прозрачным. Буквально

В библиотеке Гоголя входная зона оформлена не тяжелой массивной дверью, а с помощью больших стеклянных поверхностей. Окна во всю стену и стеклянные двери символизируют открытость библиотеки. Прохожие видят, что происходит внутри, т. е. снаружи понятен функционал помещения. Персоналом такая «прозрачность» не всегда воспринимается позитивно, потому что она обязывает и даже требует изменений в методах работы.

Однако если бы все библиотеки были украшены большими окнами, это бы им сильно помогло. Человек, который не планировал прийти в библиотеку, а просто проходил мимо, мог бы видеть, что там происходит что-то живое. Одно это может побудить его зайти. Библиотекарь, который встречает посетителей и рассказывает, что и где происходит, дает понять, что их здесь ждут. Такие этические моменты не менее важны, чем приемы оформления.

Библиотекарь — фасилитатор активности

Новый формат библиотеки обслуживает не книги с точки зрения ценности, а людей. Если раньше библиотекарь выполнял технические функции по оформлению абонемента, то теперь он становится фасилитатором активности в библиотечной среде. Одна из целей проекта Библиотеки Нового Типа — создать пространство, которое красноречиво бы заявляло о том, что оно способно стать площадкой практически для любого мероприятия. Мы мыслим категориями мероприятия — в таком формате людям удобнее всего взаимодействовать. Каждый посетитель может выступить со всей задумкой, поэтому библиотекарь должен быть открыт любой идее и выстраивать коммуникацию с активными пользователями. Планы на будущее — сформировать вокруг библиотеки и ее персонала неравнодушное коммьюнити. Надо сказать, что пространство в своем развитии опережает сообщество. Даже в Петербурге количество реорганизованного пространства сейчас на уровень выше, чем количество людей, которые могут его профессионально обслуживать.

Пусть пространство будет гибким

Любые жесткие функции рискуют отмирать со временем, поэтому в пространство необходимо закладывать способность к переменам. Например, арт-холл изначально планировался нами как пространство для проведения музыкальных вечеров и выставок. Но со временем он особенно полюбился детям, которые стали приходить сюда после школы. В результате арт-холл расширил свое функциональное назначение. В дневное время здесь проводят детские мероприятия: уроки и мастер-классы. И это правильно: пространство должно быть гибким и откликаться на реальные потребности пользователей. К тому же, мы против деления на детские и взрослые библиотеки. Родитель может прийти с ребенком и оставить его на пару часов педагогу: так оба проведут время с пользой.

От традиционного разделения к открытой планировке

Библиотека всегда создавалась как книгохранилище, куда можно прийти и взять книгу. С этим связана традиционная планировка: абонемент, читальный зал, хранилище для книг, а также множество стеллажей и узкие проходы между ними. Время сместило приоритеты: мы ожидаем, что человек, придя в библиотеку, останется здесь, причем не только поработать, но и пообщаться, посетить мероприятия. Поэтому необходимость разделять пространство по-старому отпала. Все пространство — для людей, закрытых зон практически нет, все книги в открытом доступе. В библиотеке Гоголя есть закрытый запасник непопулярной литературы, но это совсем небольшое помещение.

Конечно, у посетителей разные цели: кто-то пришел за общением, а кому-то нужно сконцентрироваться на работе. Поэтому мы делим большое пространство на меньшие зоны, в том числе за счет мобильной мебели. Как ни странно, чтобы уединиться и почувствовать себя защищенным, нет необходимости прятаться за бетонной стеной, достаточно стоящих слева стеллажей. Да, идеальное пространство создать невозможно, тем более на такой ограниченной площади. Поэтому необходима сеть городских библиотек: если тебе некомфортно в одной из них, ты можешь пойти в другую, решенную в ином стиле.

Читайте также:  Домашний офис - мебель для хранения документов

У каждой библиотеки свое лицо

У каждой из библиотек должно быть свое концептуальное решение: одна может специализироваться на мероприятиях и лекциях, другая — на музыкальных вечерах и обладать студией звукозаписи, третья проводить мастер-классы и иметь свою мастерскую. Речь даже не столько о сети библиотек, сколько о сети городских пространств, будь они коммерческими или некоммерческими. Очень важно партнерство библиотеки с коммерческими партнерами. Идея в том, чтобы объединить местное сообщество. Люди могут собраться в библиотеке в том числе и для того, чтобы решить насущные проблемы (например, вопрос с парковкой или благоустройство двора). Библиотека становится пространством-активатором и влияет на то, что происходит в городе, его культурном, социальном и физическом ландшафте. Цель в этом.

Стандартный бюджет на ремонт

Многим кажется, будто классная, модная обстановка — либо заграничная, либо очень дорогая, но это не так. Мебель для библиотеки Гоголя разработана нами и собрана на рязанской фабрике. Хорошие пространственные решения не всегда дороги. Никакого космического бюджета! Мы вписались в сумму, выделенную на стандартный ремонт для районной (даже не городской!) библиотеки. Хороший дизайнер всегда сможет для конкретной проблемы подобрать эффектное решение, которое потребует минимальных затрат.

Сложным оказалось убедить подрядчиков пойти нам на встречу и выпустить мебель на заказ по нашим эскизам. У поставщиков за десятилетия сформировалась стандартная линейка, которую они и продают библиотекам, и не видят смысла что-то менять. Нам, дизайнерам, удобнее было бы сотрудничать с небольшими мастерскими, которые могут легко вносить изменения в технологический процесс в отличие от крупных производителей. Но жесткая система тендеров преграждает им выход на этот рынок.

Вписать библиотеку в городской контекст

Что именно создавать в библиотеке зависит от того, где она расположена и в чем нуждаются жители. Например, в одной из петербургских библиотек создали звукозаписывающую студию — по примеру финских коллег. Проект неплохой, но искусственный, потому что реальной потребности в этой студии нет. Тогда как посетители библиотеки Финляндии, с которой брали пример, действительно нуждались в такой студии — было проведено социологическое исследование. Рядом с ней находится музыкальная школа и жителям нужна площадка для записей, репетиций и выступлений.

Нельзя создавать библиотеку в вакууме, в отрыве от того, что уже существует. Нужно, чтобы библиотека поддерживала уже сложившиеся активности, тогда люди придут сами. Библиотека Гоголя — пилотная площадка, там не был полностью учтен контекст, ее цель была иная — громко заявить о себе и происходящих в библиотечном мире переменах. Но работая над Ржевской библиотекой, мы «настраиваем» ее на окружающее пространство. Например, уже многие годы там существует театральная студия и люди хотят ее сохранить, поэтому проект предусматривает зрительный зал. Важно обратить внимание и на то, что находится вокруг. Если есть ряд учреждений, которые уже выполняют определенную функцию, библиотеке стоит от нее отказаться, чтобы не дублировать друг друга.

Материалы по теме:

Библиотека «ГОРОД»: эволюция пространства

Чтобы библиотека продолжила существование как физическое пространство, необходима индивидуальная идея, которая создаст визуальное и смысловое единство и позволит посетителям находить любимые места в соответствии с личными резонансами. Детская библиотека «ГОРОД» — о модернизации своего пространства в соответствии с концепцией edutainment.

Библиотека им. М. Ю. Лермонтова: преображение в цифровую эпоху

Вопреки ожиданиям, что время печатных книг и библиотек подходит к концу, библиотеки переживают впечатляющие метаморфозы. Кажется, вызовы цифрового времени пошли им только на пользу. Библиотека им. М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге, прошедшая через недавнюю реконструкцию, рассказала о том, как сейчас обстоят дела, и поделилась своим видением места и роли библиотек в цифровом веке.

Интеллектуальные клубы в библиотеках: 5 идей

Клубы по интересам в библиотеках – один из ярких мировых трендов. Интернет разрушил монополию книг и библиотек на информацию, но выявил потребность в живом общении с носителями знания. Люди хотят встречаться, ходить на интересные лекции и мастер-классы.

Вот несколько «клубных» идей от петербургских библиотек, которые показались нам интересными.

Кабинет библиотека – союз двух важных помещений

Методическая консультация для библиотечных работников

Сегодня библиотека, замкнутая в себе, вряд ли способна выжить, её деятельность невозможна без поддержки и сотрудничества с администрациями поселений и различными общественными организациями, находящимися в зоне обслуживания.

Очень важно формирование в общественном сознании образа видимой, интеллигентной библиотеки, как главного культурного и информационного центра. Ведь именно она становится основным каналом, через который всё большее число различных слоёв населения включается в процесс сотрудничества, объединяет общественность по социально значимым проблемам, что является важным фактором в развитии партнёрства.

Библиотека должна быть видима, прозрачна и «у всех на слуху», имея положительную репутацию. Всему этому в немалой степени способствует социальное партнёрство, которое становиться одной из основных функций библиотеки, прогрессивной формой взаимодействия библиотеки с другими организациями и пользователями.

Социальное партнерство объединило всех, кто неравнодушен к книге, кого волнует судьба библиотек, тех, кто искренне хочет помочь библиотеке в ее повседневных делах и развитии. Это сотрудничество помогает улучшить библиотечное обслуживание, сделать ярче и качественнее библиотечные мероприятия, удовлетворяет потребность пользователей в получении необходимой информации и услуг. Практически ни одно мероприятие в любой библиотеке, пожалуй, не обходится силами только самих библиотекарей, всегда рядом – надежные партнеры, помощники-волонтеры, читатели.

Главным социальным партнером библиотек в муниципальных образованиях страны являются органы местной власти, которые оказывают поддержку в реализации социально значимых библиотечных проектов и акций. Органы местного самоуправления не менее заинтересованы в развитии общедоступных библиотек, поскольку несут ответственность за качество жизни местного сообщества, правовое воспитание и просвещение граждан, обучение их основам организации жизни в новых условиях, приобщение к культуре и информации.

Органы местного самоуправления содействуют успешной деятельности библиотек, принимают меры по их технической модернизации, участвуют в их работе, поддерживают как в инновационных начинаниях, так и в повседневной работе.

Библиотеки, в свою очередь, осуществляют информационное обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления. Во многих сельских библиотеках проходят различные мероприятия, работают: «Уголки самоуправления при библиотеке», оформлены постоянно действующие выставки, например «ЖКХ: вопросы и ответы», «Местная власть: обозрение официальных документов», которые обновляются обязательными экземплярами документов, подготовленных органами местного самоуправления.

Библиотеки активно сотрудничают с территориальными избирательными комиссиями по пропаганде избирательного права и избирательных технологий. Постоянно говорить об избирательной системе, выборах не интересно, поэтому в план мероприятий можно вплетать темы, рассказывающие о Конституции, устройстве государства, и даже здоровом образе жизни. Характерным примером этому может стать интеллектуальная игра «Урок желаний». Казалось бы, мероприятие, по тематике своей, абсолютно не отвечает вопросам избирательного права, но в урок был включён игровой момент, затрагивающий такие вопросы деятельности избранников народа, как законотворчество. Один из этапов этой интеллектуальной игры так и назывался «Депутаты государственной Думы». Игрокам была предоставлена возможность поразмыслить над вопросом о повышении продолжительности жизни в Республике. Были сформированы три группы. Ведущий обратился к игрокам со следующими словами: «Перед вами встала острая проблема увеличить продолжительность жизни. У вас в руках мощные рычаги законодательной власти и практически отсутствуют финансовые ограничения. Первая группа разрабатывает мероприятия и законы по пропаганде здорового образа жизни, вторая группа депутатов – внедрение здорового образа жизни в учебные образовательные учреждения, третья группа – внедрение здорового образа жизни в промышленные предприятия. Каждая группа готовит лидера для защиты проекта.

Во время избирательных кампаний в библиотеках области проходят различные мероприятия (например, правовые уроки «Я – избиратель»), оформляются информационные стенды («Информация для избирателей»), уголки избирателя и т.п.

В продвижении чтения наша страна располагает уникальным историко-культурным багажом. Однако, общепризнано, что одна из проблемных зон этой деятельности сегодня – недостаточная поддержка средств массовой информации.

Взаимодействие библиотек и СМИ – действенный механизм привлечения читательского интереса к книге, созда­ния нового и позитивного образа книги и библиотеки, повышения уровня культурной компетентности общества. Все наиболее значимые события библиотечной жизни, книжные новинки в Кашарском районе находят свое отражение на страницах районной газеты «Слава труду». Кроме того на сайте библиотеки и в соцсетях размещаются информационные материалы о деятельности библиотек, о новых поступлениях литературы. Сотрудничество со СМИ позволяет ориентироваться в потоке книжной продукции, когда рынок кажется перенасыщенным. Библиотеки посильно пытаются помочь читателям не утонуть в этом безбрежном океане, разобраться в особенностях изданий и выбрать «правильную» книгу. Здесь «работают» и наша профессия, и способности, и призвание. Биб­лиотекари владеют консолидированной и структурированной ин­формацией о книгах и являются ее поставщиками, СМИ доводят информацию до потенциального читателя и выполняют вспомогательную роль побудителя к чтению, к дальнейшему информационному поиску. В результате такого сотрудничества получаем своего рода путеводитель по книжной культуре.

Партнерами библиотек района в образовательной сфере являются школы, дошкольные учреждения. Библиотека, дошкольные учреждения и семья — три важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка в современном мире необходимо их взаимодействие. Детские библиотеки выступают, как главные центры читательского развития детей дошкольного возраста. В них осуществляется не только приобщение к книге, но и межличностное общение между детьми. Равноправный диалог ребенка и взрослых их интеллектуальность и духовное партнерство.

Особая роль библиотек раскрывается в непосредственном участии в жизни детского сада, предоставлении разнообразной информации о всех аспектах его жизнедеятельности; в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию местных культурных традиций, приобщению членов местного сообщества к культурному наследию; в обеспечении возможностей для их творческого развития.

Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Кроме этого, детская библиотека — центр семейного воспитания через книгу и чтение. Она всячески способствует привлечению родителей, бабушек и дедушек к совместному чтению с детьми; информирует их о новой педагогической, психологической и иной литературе в помощь воспитанию детей; предоставляет возможность получать необходимую им для общения с ребенком информацию на всех видах носителей.

Читайте также:  Домашний офис – советы по рациональной организации

Библиотека и учебные заведения проводят совместные культурно-образовательные мероприятия, конкурсы, акции, книжные праздники. Роль библиотеки в таком сотрудничестве заключается в информационной поддержке учебных программ основного и дополнительного образования, содействии расширению и углублению учебного процесса посредством организации книжных выставок, проведении уроков и познавательных часов, бесед, викторин, литературных встреч и других мероприятий. В результате этой деятельности библиотеки пополняются новыми читателями, увеличивается количество посещений библиотек и книговыдача.

Традиционным является тесное сотрудничество клубных учреждений и библиотек.

В сотрудничестве библиотек с организациями и учреждениями, родственными библиотеке по целям и задачам работы – нет ничего нового, оно основано на многолетней практике. Традиционно часть мероприятий библиотеки проводили совместно с культурно-досуговыми учреждениями. Формы подобной совместной деятельности самые разные: литературно-музыкальные гостиные, клубы по интересам, литературные праздники, книжные выставки и обзоры, викторины и т.д. Оказавшись, так сказать, в «одной упряжке» библиотеки и Дома культуры могут в полной мере использовать возможности друг друга для повышения качества уже существующих и создания новых видов услуг, необходимым жителям поселений.

Можно выделить два направления взаимодействия библиотек и ДК:

  1. Взаимодополняющая деятельность, использование выгод совместного существования

Библиотека, находящаяся в помещении ДК может использовать любое массовое мероприятие для привлечения новых читателей, для повышения посещаемости. Дети, занимающиеся в кружках и творческих коллективах, используют время до занятий и даже во время перерывов для того, чтобы заглянуть в библиотеку. С другой стороны, работники ДК получают возможность в полной мере использовать фонд библиотеки для профессиональной деятельности. Основные мероприятия, проводимые в библиотеке, носят именно библиотечный характер, они могут дополнять, предварять мероприятия ДК. Например, книжные выставки, выставки детского рисунка, посвященные Дню пожилого человека, Дню матери, Дню Победы и т.д.

  1. Совместная деятельность, совместные мероприятия.

Такие мероприятия, как, например, праздник для первоклассников «Посвящение в читатели» сложно провести без элементов театрализации – библиотекарь рассказывает об истории возникновения книги, истории библиотек, демонстрирует слайды, а дети с восторгом встречают сказочных персонажей – старуху Шапокляк и Рваку-Кусаку и с удовольствием запоминают правила поведения в библиотеке, правила обращения с книгой.

Стратегия социального партнерства оказывает положительное влияние на состояние внутренней среды библиотеки и на ее положение во внешней среде, является фактором ее привлекательного имиджа и в то же время стимулом к профессиональному росту ее сотрудников.

В заключение хочется сказать, что поиск социальных партнеров – важное направление деятельности современной библиотеки, напрямую связанный с успешностью и целенаправленностью её деятельности.

Библиотека как пространство для вдохновения

Концептуальная библиотечная программа Model Programme for Public Libraries, финансируемая Датским управлением культуры, разрабатывает новые идеи для библиотек будущего, ищет и описывает успешные примеры библиотечной работы и собирает полезную информацию для библиотечного сообщества. Программа выделяет четыре основных функции современной библиотеки: это пространство для учёбы, общения, вдохновения и самовыражения. Концепция вдохновляющего пространства представляется наиболее интересной, актуальной и важной для современных библиотек, работающих с молодёжью.

Одна из ключевых миссий библиотеки — давать пользователям возможность почувствовать нечто новое или получить ценный опыт посредством творчества и историй, рассказанных в литературе, кино, музыке, играх, мероприятиях и т.д. Библиотека как вдохновляющее пространство не только удивляет, мотивирует и стимулирует воображение — она создаёт контекст, в который встраиваются новые знания и впечатления, и налаживает связи между различными источниками информации. Таким образом, библиотечное вдохновляющее пространство должно уметь рассказывать истории, меняться и быть коммуникативным.

Вдохновляющее пространство должно быть полезно как целеустремлённым пользователям, так и тем, кто неторопливо ищет в библиотеке вдохновения. В принципе, пользователи могут переходить из одной категории в другую: человек, пришедший в библиотеку с конкретной целью, вполне может соблазниться чем-то неожиданным, а тот, кто прогуливается вдоль полок в поисках чего-нибудь интересного, будет чувствовать себя комфортнее в чётко организованном библиотечном пространстве. В этом контексте можно также проводить различие между пользователями, уже знакомыми с библиотеками, и теми, кто в библиотеках новичок.

Путь к новым впечатлениям

В библиотеке города Йёрринга красная лента, протянувшаяся через всё помещение, как кровеносный сосуд, связывает пространство воедино, мотивирует посетителей пользоваться новыми возможностями библиотеки и вступать в диалог со своим окружением.

Путеводная красная лента в библиотеке Йёрринга (Дания)

Указатели на полу и на стенах позволяют ориентироваться без проблем — библиотека района Рентеместервай в Копенгагене использует и то, и другое. В библиотеке района Эрестад посетителей на входе ожидает интерактивный план помещения. Определённые точки на плане показывают библиотечные ресурсы: дотрагиваясь до экрана, посетитель может получить информацию о том, что и где находится, в виде текста, изображений или видео.

Чтобы помочь пользователям-новичкам, которые неуверенно чувствуют себя в библиотеке, несколько финских библиотек перешли на новую модель работы библиотекарей: вместо того, чтобы сидеть и ждать, когда к ним кто-нибудь обратится, они теперь свободно перемещаются и первыми заговаривают с гостями. По такому же принципу работают и в Дании: в Эрестадской библиотеке сотрудники с айпадами общаются с посетителями в зале на равных.

Активные библиотекари

Простота и сюрпризы

Дизайн интерьера библиотеки должен быть направлен на то, чтобы ясно и доступно представлять материалы. Это становится возможным, когда библиотека разделена на зоны. Планировка и мебель должны давать возможность случайно находить что-то новое и интересное.

В центральной библиотеке Ольборга выделено несколько помещений с различными функциями: в «Оазисе» посетители могут углубиться в чтение художественной литературы, в «Пульсе» выставляются самые актуальные материалы, на «Сцене» проводятся кинопоказы, музыкальные и театральные мероприятия; «Мастерская» поощряет активное творчество, а «Лаборатория» — освоение информационных технологий. «Зона» — это особенно вдохновляющее место, где бок о бок представлены разные виды материалов, современные и классические, популярные и нишевые.

Библиотека Роскилле оборудовала интерактивную цифровую выставочную зону в рамках проекта «Litteraturen finder sted» («Литература происходит»): здесь читатель должен сам проявить активность, чтобы литературное произведение имело смысл. Например, можно поучаствовать в создании стихотворения.

Во многих нидерландских библиотеках пользователей классифицируют по рыночному принципу. В Новой библиотеке в Алмере, обустроенной практически как книжный магазин, есть такие зоны, как «Высокое напряжение», где выставлены триллеры и прочие книги, которыми интересуются в основном мужчины, и «Стиль жизни», расположенный рядом с зоной для самых маленьких, где стоят книги, предназначающиеся в основном для женщин. Принцип расстановки материалов быстро становится понятен читателям благодаря чётким указателям во всех зонах; здесь каждый легко может найти свой «уголок».

Вдохновляющие неожиданности

Библиотека должна оставлять место для неожиданностей, вдохновлять читателей попробовать что-то новое. Чтобы достичь такого эффекта, можно создать несколько маршрутов по библиотеке, что мы видим, например, в библиотеке Йёрринга (см. выше). Таким образом, пространство поощряет новые открытия и позволяет узнавать новое на пути. В библиотеках Алмере и Спейкениссе в Нидерландах также есть «тропы вдохновения», которые проводят посетителей через разные зоны.

Понятные указатели, планы помещений и прочие пространственные маркеры, которые помогают найти то, что ищешь, также стимулируют любознательность посетителя. Новым открытиям также способствует сопоставление разных тем, материалов, жанров, мероприятий и пространств.

Определённый уровень хаоса, созданного сотрудниками или читателями, пробуждает интерес, заставляет присмотреться повнимательнее, полистать страницы. Ящики с книгами или выставочные подиумы помогают держать «беспорядок» в узде.

Места для сидения — как для большого количества читателей, так и укромные уголки на одного — помогают сконцентрироваться и углубиться в изучение материалов.

Места для чтения

«Кодирование» пространства

Сегодня архитекторы, дизайнеры и художники усиленно работают над созданием настроения, атмосферы и впечатлений, соответствующих цели, которой служит пространство, и целевой аудитории. Библиотека может быть «хипстерской», ориентированной на креативный класс, как Публичная библиотека Амстердама, или, наоборот, одинаково приветливой для всех, где пользователи-новички могут чувствовать себя, как дома, например, Пекхэмская библиотека в Лондоне или «Гараж» в Мальмё.

Библиотечное пространство должно вдохновлять и пробуждать любознательность, ярко и интерактивно выставляя напоказ библиотечные ресурсы и демонстрируя свои возможности.
Центральная библиотека Орхуса запустила проект «Forvandlingsrum» («Трансформационное пространство»), который разрабатывает новые возможности вовлечения пользователей в пространство. Однако пространство может производить впечатление само по себе, когда свет, звук и обстановка увлекают читателей и стимулируют их чувства. В ультрасовременной нидерландской библиотеке Флорианде можно изменять освещение в зависимости от того, какое настроение необходимо задать.

Пространство как история

«Библиотека впечатлений» в городе Серритос недалеко от Лос-Анджелеса выбрала своей главной темой — в духе находящегося поблизости Диснейленда — путешествия во времени, чтобы заинтересовать посетителей, которые обычно не ходят в библиотеку. В детском отделе властвует тема «Спасём планету»: здесь посетителей ждёт скелет тираннозавра, совсем как настоящий, огромный аквариум с солёной водой и искусственное дерево из джунглей.

В центральной библиотеке Йёрринга яркий интерьер с намёками на лабиринт напоминает о петляющих улочках этого средневекового города. Само пространство побуждает читателей отправиться в путешествие, следуя по красной тропе, проложенной через всё просторное помещение библиотеки, или заглянув в одну из маленьких ниш, скрывающих новые сюрпризы.

«Календарь света» в библиотеке Мальмё (Швеция). Фото: Michael Emery

Обстановка может также играть и более архитектурную, эстетическую роль, когда пространство создаёт особую атмосферу. Стеклянный фасад «Календаря света» — нового крыла городской библиотеки Мальмё, построенного Хеннингом Ларсеном, использует перемену освещения в течение дня и года, чтобы создать практически священное пространство, напоминающее об изменчивости жизни.

С другой стороны, огромная «Гостиная» в Публичной библиотеке Сиэтла выглядит как грандиозная теплица, дающая свет и жизнь душе и разуму.

«Гостиная» в публичной библиотеке Сиэтла

В Пекхэмской библиотеке в Лондоне большие «органические» конструкции контрастируют с прямыми линиями. Эти конструкции, обшитые светлым деревом и похожие на огромные семена, придают всему интерьеру тёплый и немного сказочный характер, что подчёркивается также красными коврами. «Органические» конструкции используются для проведения встреч для небольших групп и в качестве детских игровых комнат.

Наконец, стильный белый интерьер Публичной библиотеки Амстердама можно рассматривать как ироническое осмысление информационного общества будущего. Футуристическое видение деконструируется благодаря многочисленным историческим экспонатам, таким, как винтажный мотоцикл, выставленным на витринах.

Сцена

Читайте также:  Дизайн современного офиса - фото коллекция 10 вариантов

В большинстве крупных библиотек уже давно существует зал для проведения мероприятий. На смену такому подходу приходит новая тенденция — превращать само помещение библиотеки в пространство для мероприятий и встраивать в библиотечный интерьер небольшие уголки для общения. Этот путь выбрала Публичная библиотека Люнгбю, где прошёл большой показ перешитой винтажной одежды.

В городской библиотеке Мальмё большой холл, «Календарь света», можно быстро трансформировать в конференц-зал на 250 мест, просто отодвинув книжные полки на колёсах. Здесь можно провести любой мероприятие: от презентации книги до празднования китайского Нового года с постановкой Пекинской оперы.

В Публичной библиотеке Амстердама есть как конференц-зал на 275 мест, так и несколько небольших мест для мероприятий и выставок по всей библиотеке. В отделе с фильмами есть Синематека, а в отделе художественной литературы — сцена для встреч с писателями.

Гибкая сцена в библиотеке Обю

«LitteraturStedet» («Литературное место») — это особая зона в библиотеке Обю, пригорода Орхуса, где выставляется художественная литература. Книги и другие объекты раскладываются на специальных полках, а кроме того, литература представлена и в цифровом виде на одном большом и двух маленьких экранах. В пространство также встроена небольшая сцена и место для встреч. Специально под это пространство библиотека собрала небольшую коллекцию публикаций малых издательств. Сцена используется для проведения тематических выставок, встреч с писателями и другими профессионалами книжной сферы, включая местных деятелей литературы, а также других мероприятий, где предусмотрено участие посетителей библиотеки.

Делай как профи: 14 советов по освещению кабинета и библиотеки

Освещение – один из важнейших моментов в оформлении рабочего пространства. Неправильный свет способствует психологической напряженности, мешает сосредоточиться и может за довольно короткий срок ухудшить зрение. Грамотный подход к выбору и расположению светильников, напротив, улучшает концентрацию внимания и расслабляет мышцы глаз. Даем 14 ценных советов по организации освещения в кабинете и библиотеке.

Светодизайн: 6 полезных советов

1. Используйте многоуровневое освещение. Единственный источник света в кабинете – это непростительная ошибка. Уровней освещения должно быть как минимум два: общий и локальный, над рабочим столом.

2. Не отказывайтесь от подсветки. Если ваш кабинет украшен живописью, а домашней библиотеке позавидуют многие, подсветка придется очень кстати, выполняя как декоративную, так и практическую функцию.

3. Выбирайте рассеянный свет. Прямой свет четче выделяет рабочую зону, но быстро приводит к усталости, поэтому для домашнего офиса предпочтительнее рассеянное освещение. Добиться его можно путем выбора светильников со сферическими или коническими плафонами.

4. Избегайте перепадов света. Резкие переходы от света к тени в кабинете способствует быстрой утомляемости глаз, что непременно скажется и на самочувствии, и на скорости восприятия информации.

5. Не забывайте про светорегуляторы. С их помощью можно задавать комфортный уровень освещения в домашнем офисе, подстраиваясь под время суток и особенности зрения, а также экономить электроэнергию.

6. Не оставляйте темных углов. Как и в других комнатах, основное освещение в кабинете должно быть достаточным. Темные углы делают помещение неуютным и «съедают» пространство.

7. Выбирайте нужную цветовую температуру. Научные исследования доказали, что яркий холодный свет способствует повышению работоспособности и концентрации внимания, настраивает на рабочий лад. Его лучше использовать в первой половине дня. А теплый цвет освещения способствует расслаблению и умиротворению.

Освещение кабинета: 5 важных правил + инфографика

1. Грамотно освещайте рабочий стол. Для правшей верное расположение настольной лампы – слева, для левшей – справа. Важно, чтобы освещение не создавало резких теней на столе, а плафон находился ниже уровня глаз. Используйте лампочку умеренной яркости (не более 60 Ватт).

2. Помните про компьютер. Современный кабинет невозможно представить без персонального компьютера или ноутбука. Подбирая освещение, важно следить, чтобы лампы не давали бликов на экране. Работать за ПК при этом лучше всего при включенном настольном светильнике и основном свете.

3. Правильно располагайте споты. Если в качестве общего освещения вы остановились не на люстре, а на потолочных спотах, следуйте правилам их грамотного расположения. Расстояние между лампами должно быть не менее 30–40 см. При этом от угла до спота нужно оставить не менее 20 см. Специалисты рекомендуют устанавливать по светильнику в 20 Вт на 1 квадратный метр потолка.

4. Возможно, стоит отказаться от настольной лампы? Если над столом имеются настенные шкафы или полки, можно встроить в их нижнюю часть ряд точечных светильников. Они дадут равномерный рассеянный свет и сэкономят место на рабочей поверхности. Заменой привычной настольной лампе может также стать напольная, настенная модель или светодиодный линейный светильник.

5. Не забудьте про локальный свет. Если в кабинете имеется диван или кресло для чтения, возле него нужно предусмотреть локальное освещение – например, торшер или бра. Высота от пола до источника света должна быть при этом не менее 125–135 см.

Если у вас домашняя библиотека: 3 правила освещения

1. В библиотеке не должно быть прямого солнечного света – он вреден для книг. Расположите открытые шкафы так, чтобы свет из окна падал под углом или в направлении сверху. Продумайте общее освещение зоны библиотеки с помощью встроенных спотов: они создадут комфортную обстановку и точно безвредны для сохранности ценных томов.

Статья 10. Помещения библиотеки. Организация библиотечного пространства

Статья 10. Помещения библиотеки. Организация библиотечного пространства

1. Помещения библиотеки предназначаются для размещения и передвижения пользователей, библиотечных ресурсов, персонала. Количество необходимых помещений, размеры площадей обусловлены их функциональным назначением в библиотеке и масштабами ее деятельности.

2. Размеры площадей определяются в соответствии с установленными нормативами:

– площади для размещения абонемента: с открытым доступом к фонду и кафедрами выдачи – из расчета 5 кв. м на 1000 ед. хранения; с закрытым доступом к фонду – 5,5 кв. м на 1000 томов; с ограниченным доступом к фонду – 7 кв. м на 1000 томов;

– площади для размещения читальных залов с открытым доступом к фонду – из расчета 5 кв. м на 1000 томов;

– около 10 % посадочных мест для читателей должны находиться в зоне “легкого” чтения или в зоне отдыха;

– число посадочных мест для просмотра периодики определяется из расчета 3 кв. м на 1 место (или пять мест на каждые 1000 жителей);

– площади для индивидуального использования аудио-, видеодокументов, электронных документов, доступа в Интернет должны быть увеличены на 5 – 10 кв. м с выделением отдельного помещения;

– площади для пользователей в зоне справочной службы (место “быстрой справки”) могут составлять 10 кв. м на 1000 томов;

– для размещения выставок нормативная площадь одного из основных подразделений библиотеки (абонемент или читальный зал) может увеличиваться до 10 %.

3. Размеры помещений, предназначенных для обслуживания детей, включают показатели размещения служб выдачи материалов, индивидуальной работы (просмотра, прослушивания), коллективных форм. Для детских мероприятий целесообразно выделить отдельное помещение размером – из расчета 1,5 кв. м на 1 посетителя.

4. Помещения библиотеки, обслуживающей инвалидов, как правило, требуют увеличения для обеспечения свободного передвижения и доступа в библиотеку, к фонду, к пунктам обслуживания. Библиотека должна быть приспособлена и оборудована соответствующим образом: иметь пандусы при входе-выходе, при уровневых переходах, специальные держатели, ограждения, специальные кресла для работы в библиотеке и т. д.

5. Количество служебных помещений зависит от числа штатных сотрудников и выполняемых ими функций, но не менее 20 % площади читательской зоны. Служебные помещения должны иметь удобную функциональную связь, как между собой, так и с подразделениями обслуживания читателей.

Площади основных производственных участков определяются в соответствии с их назначением и с установленными нормативами:

– площадь 1 рабочего места для персонала, занятого в процессах комплектования и обработки фондов, – 6 – 8 кв. м;

– для персонала научно-методической службы – 9 кв. м;

– для административного персонала – 5 – 6 кв. м, в том числе для директора, заместителя директора – не менее 10 кв. м.

6. Планировка и размещение подразделений и служб должны обеспечивать удобство пользования библиотекой и работы в ней.

Небольшие библиотеки стремятся размещать подразделения с разным функциональным назначением с помощью съемных, сборно-разборных, раздвижных перегородок (застекленных, прозрачных) или используя для этих целей предметы мебели.

7. Для организации обслуживания пользователей библиотека использует принцип гибкой планировки помещений, позволяющей варьировать соотношение помещений и площадей с учетом изменения потребностей и библиотечной технологии. Комфортное пребывание в библиотеке, пользование ее услугами достигается и с помощью таких компонентов, как:

– свободная ориентация пользователей в соответствии с их целями: оперативного удовлетворения запроса и быстрого получения необходимой услуги; углубленной работы над темой или с документами; участия в мероприятиях и др.;

– доступность различных видов и типов документов (книги, периодика, электронные документы, изо-, аудио-, видеоматериалы, фильмы и др.), средств информации и телекоммуникации;

наличие оборудования, мебели, технических средств, отвечающих соображениям функциональности, простоты и удобства в эксплуатации;

– современный дизайн, комфортность общения и отдыха;

– профессиональная этика персонала, соблюдение прав пользователей.

8. Всеобщим стандартом обслуживания в библиотеке является максимально доступный фонд документов. Библиотека использует различные элементы его раскрытия и оформления: расположение стеллажей; тематические полки; выставочные композиции; показ “крупным планом”; приемы цитирования и аннотирования; сопровождение библиографическими изданиями, буклетами; ссылки-отсылки; цветовые приемы и др.

Ценные или редкие издания, которыми гордится и которые особенно бережет библиотека, могут быть представлены для всеобщего обозрения в застекленных шкафах, стеллажах, на специальных выставках.

В закрытых помещениях целесообразно размещать лишь те документы, которые пользуются крайне редким спросом, а также дублетные.

9. Современные муниципальные общедоступные библиотеки являются важным элементом информационных систем, значительно увеличивающих возможности каждой библиотеки. С этой целью модернизируются все основные библиотечные процессы: комплектование и обработка, справочно-поисковый аппарат, обслуживание читателей, управление.

10. Рабочие места для производственных целей и для обслуживания пользователей должны быть размещены в приспособленных помещениях, специально оборудованы, обеспечены защитными средствами эксплуатации.

11. Библиотека должна быть обеспечена средствами противопожарной и охранной безопасности.

>
Персонал библиотеки
Содержание
Решение Земского Собрания Краснокамского муниципального района Пермского края от 24 апреля 2008 г. N 48 “Об утверждении.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Ссылка на основную публикацию