Современные домашние кинотеатры: возможности улучшения акустики от фирмы ASI

Профессиональная акустика в домашнем кинотеатре: реальность и вымысел

Вначале было…

А в начале каждый поклонник стерео или домашнего кинотеатра покупал комплект от известных европейских, американских или японских брендов — таких как Sony, Pioneer, Marantz, B&W и десятков им подобных — слушал, восхищался, постепенно выискивал недостатки, менял на нечто лучшее, опять не удовлетворялся… Данный процесс, при наличии средств, мог идти до бесконечных заоблачных высот техники экстра-класса, способной удивить даже видавших виды — или относительно быстро закончиться приобретением профессиональных вариантов, так популярных сегодня на Западе. Что это? Дань моде или стремление к настоящему совершенству? Бзик тех, кто стремится к медицинской аналитичности тракта, или единственно правильное по «цене-качеству» решение? Ниже мы попробуем отделить зерна от плевел, в этом непростом вопросе наметив, по крайней мере, пищу для размышлений для всех интересующихся киноманов.

Почему мы их не видим

Действительно — мало кто из обычных пользователей знаком с профессиональной техникой: четкое разграничение рынков с середины ХХ века, ряд «закрытых» законов, ограничивающих масштабные продажи профессиональных схем для бытового рынка и другие ограничения сделали свое черное дело — сегодня только Genelec и еще пара брэндов продвигают с минимальными косметическими изменениями свои профессиональные наработки на рынок конечного потребителя, остальные же продолжают странную погоню за оптимизацией того, что давно уже оптимизировано. Вопрос — в отказе от пассивных разделительных фильтров, которые являются настоящим злом для акустики и использованием встроенной нагрузки динамиков на выделенный усилитель.

Золотое зерно активной схемы

Просматривая спецификации на бытовую и профессиональную акустику, многие обратят внимание на тотальное использование активных схем в студийных комплексах. И дело тут не в банальной экономии места — данный тип мониторов обладает наисерьезнейшими преимуществами перед пассивными:

  1. Используется многоусилительная комбинация с нагрузкой нескольких «мощников» на каждый динамик акустики — наиболее «громкая» и устойчивая схема, применяемая в быту лишь в очень дорогих комплексах.
  2. Усилитель работает в «узкой» полосе частот, что уменьшает интермодуляционные искажения. Выстраивание и оптимизация каждого усилителя под свое направление позволяет улучшить качество и снизить стоимость.
  3. Обеспечивается более оптимальная нагрузка усилителя из-за отсутствия разделительных фильтров акустических систем: секция работает напрямую на динамик, а активный разделительный фильтр располагается между предварительным усилителем и усилителем мощности.
  4. Исключаются искажения, вносимые пассивными сильноточными фильтрами акустических систем.
  5. Лучше демпфируются динамики.

Правда, выдумка и распространенные заблуждения

Самым главным заблуждением относительно профессиональной техники будет ее якобы излишняя детальность, обнажающая все недостатки тракта и записи и делающая невозможным прослушивание не слишком качественных дорожек. Обратим ваше внимание на то, что «кашу маслом не испортишь» — и если эти детали есть изначально в дорожке, то нивелирование их — не что иное, как искажение авторского замысла, против которого и ведут свой крестовый подход hi-fi/high end. Оценка же студий, в которых производится монтаж звуковых дорожек, у всех экспертов традиционна — брависсимо! Вот пересказ отзыва о комплекте на базе PMC BB5/A, на котором был смонтирован саундтрек «Титаника» — «это был даже не хай енд, а нечто большее, акустики в студии вроде бы не существовало, а царил лишь звук, немыслимо реалистичный и удивительно мягкий, когда это требовалось». Забавный парадокс — но на этом мы остановимся чуть ниже: хай енд уже в десятки раз превзошел профессиональные схемы, но все никак не может к ним приблизиться.
Правдой же будет немыслимое преимущество любой профессиональной техники по звуковому давлению перед пассивными бытовыми колонками — в то время, как лучшие образцы из них выдают 90 дБ, дешевые активные варианты дают, не напрягаясь, 112, за суммы на порядок меньшие. Из-за такой значительной перегрузочной способности искажения, опять же, падают, а масштаб и панорама действия приобретает невиданный и недостижимый в бытовой технике размах.

И последнее — рынок hi-fi традиционно стремится к получению линейной АЧХ, но почему-то никак не может этого добиться, а профессиональная техника уже давно обладает ультра-низкими искажениями: вот незадача…

Почему хай-енд все время приближается к профессиональному рынку, но никак его не достигнет

А незадача тут в том, что уже в 60-е годы рынок hi-fi превратился не в рынок точного звука, а в продажу «фирменного стиля» — суть искажений, определяющих отличие фирмы от других и приятных на слух. Отсюда пошла и «теплая» середина у Musical Fidelity, и резковатый звук Harman, и заваленный бас у японских брендов, и излишняя ритмичность Naim: каждая компания формировала свой круг поклонников, намеренно искажая изначальные характеристики записи. Бешеные маркетинговые затраты стали основой цены бытовой техники, внутренняя начинка которой даже в самом дорогом варианте никогда не превышает сотни долларов. А счет на тысячи начался лишь из-за необходимости профинансировать новые рекламные уловки, да ввести в разработку очередной «высокотехнологичный» трюк, вроде передискретизации или супертвитеров. При этом только исключительно дорогие модели «хай класса» могут похвастаться честным и мониторным звуком — и подтвердить это четкой, без погрешностей, АЧХ — рецензии на такие модели, вроде Revel Ultima Salon 4-way, обычно начинаются с пафосных строк «наконец-то фирме удалось приблизиться к качеству профессиональных акустических систем», хотя сравнимая акустика того же ранга на профессиональном рынке существует уже десятилетия и продается по цене впятеро дешевле. Пусть и без алюминиевых накладок на корпусе. Короче говоря, стоит один раз устроить сравнительное прослушивание — и если вам в уши не сильно надуло пыль от «фирменного» звука, да и цените вы больше всего — честность и прозрачность тракта, вопросы отпадут сами собой.

Чего стоит опасаться

В погоне за «профессиональным» звуком, однако, не следует руководствоваться правилом «все то золото, что делано для студии». Отнюдь нет. Обладая лучшим соотношением «цена-качество», этот рынок, тем не менее, как и все другие, наводнен значительным количеством посредственных моделей. Поэтому, главный совет — выбирать из проверенных временем имен. Genelec, например, вряд ли разочарует самого придирчивого поклонника, а вот KRK может вызвать массу нареканий даже у обычного пользователя. И, конечно, только живое прослушивание на вашем любимом материале может показать, насколько оправданы для вас эти вложения, и только оно может служить главным критерием в покупке. Беда многих дешевых мониторов в резком звуке с недостаточно проработанной среднечастотной составляющей — этим грешит даже довольно известный Event. Тем не менее, брэнды, вроде Dynaudio еще ни разу не запятнали себя подобными вещами. И чисто эмпирический опыт — по рознице ниже $1,000 за пару вы вряд ли получите классный звук.

Строим театр на базе профессиональных мониторов

Мы рассмотрим две системы на базе профессиональной техники — первую, в ценовом диапазоне «до $4,000-5,000», можно рекомендовать всем присматривающимся к комплектам акустики за $2,000-2,500 и ресиверам за $1,500-2,000, а вторую — в диапазоне «до $10,000-12,000» — можно советовать заглядывающимся на настоящий хай енд.

Комплекс номер 1

Их схема — «пассивный радиатор» — позволяет управлять значительным количеством баса без увеличения размера корпуса, а два встроенных в каждую колонку усилителя гарантируют реальные 140 Вт мощности и 112 Дб звукового давления, с избытком достаточного для всех типовых комнат, площадью до 50 м2. В качестве опции вы можете докупить еще один или два монитора для формирования тылового центра и включения ES/EX флага на ресивере. В роли последнего выступает Yamaha RX-V640RDS, укомплектованная всеми современными декодерами объемного звука и стоящая около $600.

Коммутация стандартна для активной схемы — на выход предварительного усилителя подключены активные громкоговорители — для подобного вам придется приобрести кабель XLR-RCA в случае значительной длины провода, или ограничиться стандартными RCA-RCA межблочниками (мониторы имеют RCA вход).

Богатство изменяемых параметров Mackie позволит вам скомпенсировать расположение колонок относительно стен комнаты, тонко настроить чувствительность, а также откорректировать высокие и низкие частоты активной эквализацией.

В качестве сабвуфера можно приобрести MJ Pro 50 — $500 и достаточно глубокая поддержка снизу будет обеспечена.

Комплекс номер 2

На все семь каналов закоммутированы Dynaudio BM15A, что обойдется в $8,820.

Исключительное звуковое давление в 125,5 Дб в многоканальном режиме и реальная басовая секция от 30 Гц удовлетворит всех поклонников «бабаха», впрочем, маньяки могут приобрести сабвуфер M&K MX350 за $1,800 и получить ноты от 19 Гц. Осталось решить вопрос с процессором. Для максимального качества системы лучше будет использовать балансный аппарат с самой современной схемотехникой — такой, как Anthem 20.2 ($3,300).

Желающие сэкономить не будут разочарованы применением ресиверов по описанной выше схеме — только «продвинутых» технически. Нижняя граница начинается от Pioneer VSX-D1011 / Denon AVR-3803 — построенные на Burr Brown 192/24 ЦАПах и SHARC Hammerhead 32-х битных процессорах они выдают поразительное качество в части декодирования многоканального звука. К сожалению, Dynaudio имеют только балансный вход, поэтому придется раскошелиться на пайку проводов XLR-RCA, а набор корректировок их характеристик весьма беден — переключатель чувствительности и эквалайзер на высокие и низкие частоты. Разумеется, вы можете выбрать промежуточный этап, использовав более дешевые Dynaudio BM6A, лишь немного менее мощные, чем 15-ые, и тому подобные варианты.

Мотор!

Как же звучат данные комплекты? Одним словом — великолепно. Без вопросов, они на голову превосходят обычные бытовые комплексы ресивер-акустика, собранные за ту же цену. По нашим оценкам, уровень затрат в бытовую технику для достижения сравнимого с профессиональным качества находится в пределах 3 к 1, то есть собранная за три тысячи долларов активная акустическая секция «звучит» примерно на втрое более дорогую комбинацию усилитель-колонки. Чудо? Отнюдь нет. Здесь играет роль и практически неиспользуемая в быту активная схема, и минимальные затраты на маркетинг у профессиональных фирм, и минимизация затрат на дизайн. А также (не смейтесь) — доведение до нуля стоимости корпуса усилителей — ведь в конечной редакции цены его стоимость может достигать 60% от ритейла.

При прослушивании активных систем прежде всего обращает на себя внимание то, с какой легкостью они справляются со сложнейшими динамическими всплесками — и как хорошо разделяют звуковые образы. Например, сложнейшая сцена в DTS Discrete в начале «Гладиатора» начинает удивлять богатством десятков ранее не слышанных звуковых планов, на равных конкурирующих с лучшими кинозальными вариантами, раздвигая стены комнаты прослушивания до поистине безграничных широт. Перестрелка из «Блейда-2» блистает такой феерией звуков, что становится страшно, а финал «Атаки клонов» заставляет содрогаться стены. Мы тестировали подобные комплекты в сравнении с гораздо более дорогими системами на базе Linn, Naim, Meridian, Mark Levinson/Revel — и лишь последний смог заметно превзойти эти комплексы, обойдя, правда, их по цене в десятки (!) раз.

Плюсы и минусы

Ну, на плюсах мы уже останавливались достаточно подробно, дело за малым — предостеречь пользователя по возможных «подводных камнях» и резюмировать преимущества данного «нетрадиционного подхода». Ибо не все так просто в датском королевстве — и вместе с достоинствами можно приобрести и ряд серьезных проблем. Итак.

Главные недостатки применения в театре активных профессиональных мониторов:

  1. Полное отсутствие дизайна, как такового: все колонки (за очень редким исключением в ценовых категориях свыше $10,000) представляют из себя некрасивые черные ящики, не имеют отделки деревом, скругленных углов и прочих эргономических изысков. Вписать их в интерьер евро-ремонта будет довольно сложно.
  2. Как правило — отсутствие защитных решеток (грилей) на динамиках, из-за чего нахождение в зале прослушивания маленьких детей или домашних животных может вызвать беспокойство за безопасность системы. Выведенные на передние панели порты фазоинверторов также не добавляют чувства уверенности, а внешняя сторона вопроса из-за подобного только усугубляется.
  3. Зачастую — только балансные (XLR) входы, которые диктуют самостоятельную пайку проводов для подключения (RCA-XLR). Максимальное качество комплектов достижимо с использованием процессоров, имеющих балансные выходы, но стоимость таких аппаратов обычно превышает $3,000.
  4. Низкая чувствительность балансных входов требует применение предварительных усилителей с мощными выходными каскадами, выдающими не менее 2В. Увеличение входной чувствительности в большинстве случаев дает резкое возрастание шумовой составляющей и не позволяет использовать подключения напрямую к выходам DVD-плееров.
  5. Отсутствие автоотключения во многих системах, а также требование выделенного питания под каждую колонку может потребовать пересмотра вашей электропроводки: оптимальным будет выведение специальных розеток под каждую акустическую систему (с обязательным заземлением) и одного сетевого выключателя, управляющего питанием комплекса. Иначе можно заблудиться в бесконечных тумблерах.
  6. Только «полочная» конструкция, требующая обязательных стоек или настенных кронштейнов.
  7. Требования к заземлению ресивера/процессора, управляющего системой — иначе шумовая секция опять возрастет.
  8. Энергопотребление полной системы может превысить 2 кВт, что не всегда подходит под стандарты бытовой техники.

Основные достоинства профессиональной техники в домашнем кинотеатре.

  1. Недостижимое для всех бытовых систем соотношение «цена/качество».
  2. Исключительные показатели динамики, звукового давления и детальности звучания, позволяющие ощутить дома «кинозал в реальном масштабе». Звук, вплотную приближенный к high-end комплексам.
  3. Потрясающие результаты с простейшими ресиверами, имеющими выходы предварительного усилителя: пятисотдолларовые аппараты, закоммутированные, как процессоры, и пять подобных колонок, в сумме стоящие до $3,000, заметно превосходят вчетверо более дорогие бытовые комплексы.
  4. Серьезная экономия на кабелях — акустические провода оказываются ненужными, а в качестве балансных межблочных отлично работают качественные микрофонные варианты по цене от $1 за метр.
  5. Надежность, так как техника оптимизирована для профессионального использования в режиме 24х7.
  6. При использовании балансного подключения возможна передача сигнала на практически любые расстояния без потерь и наводок.
  7. Мощность даже дешевых колонок достаточна для озвучивания комнат площадью до 50м2 — то есть удовлетворит большинство пользователей.
  8. Грандиозная перегрузочная способность избавит от клиппинга на всех воспринимаемых на слух уровнях звукового давления.

Кому это нужно?

Сухим остатком от перечисленных выше выводов будет лишь одно — те, кто не хочет переплачивать за маркетинговые ходы хай-енд техники, уже давно оценили выигрыш от применения профессиональных мониторов дома. Однако это не умаляет и неприемлемых для большой категории пользователей недостатков — грубого дизайна, нестандартных подключений и слабой эргономики. Выбор за вами.

Резюме

Обладая неоспоримыми преимуществами, профессиональная техника может заинтересовать настоящих поклонников домашнего кинотеатра и hi-fi, ценящих честный и неприукрашенный характер звука. На фоне недостижимых для бытовой акустики характеристик, недостатки активной схемы могут быть нивелированы, если во главе угла стоит Его Величество Звук. А также — свойственная каждой личности экономия: если звучит так же, зачем платить больше?

Технические характеристики

  1. Mackie HR624 ($620 за один монитор) — частотная характеристика 49 Гц — 21 кГц с погрешностью 3 дБ, максимальное звуковое давление 112 дБ, встроенные усилители — 100 Вт на низкие частоты и 40 Вт на высокие, тип — пассивный радиатор, вес — 11,4 кг.
  2. Dynaudio BM15A ($1,260 за один монитор) — частотная характеристика 30 Гц — 22 кГц с погрешностью 3 дБ, максимальное звуковое давление 124 дБ, встроенные усилители — 200 Вт на низкие частоты и 100 Вт на высокие, тип — фазоинвертор, вес — 18,6 кг.

Сравните:

  1. B&W Nautilus 802 ($7,599 пара) — частотная характеристика 39 Гц — 20 кГц с погрешностью 2 дБ, максимальная мощность 500 Вт, вес 70 кг, тип — фазоинвертор, звуковое давление зависит от помещения и может достигать 100 дБ.
  2. Energy Veritas 2.4. ($3,499 пара) — частотная характеристика 30 Гц — 20 кГц с погрешностью 3 дБ, максимальная мощность 250 Вт, вес 42,7 кг, тип — фазоинвертор, звуковое давление зависит от помещения и может достигать 90 дБ.
Читайте также:  Мини бар для дома: подборка нестандартных идей

Лучшие домашние кинотеатры 2020

Если вы считаете, что создать домашний кинотеатр с роскошным звуком невозможно, тратя на колонки меньше, чем состояние, то это не так. Акустическая система Klipsch R-41M, состоящая из шести частей, является ярким примером того, что в 2020 году можно собрать очень достойный домашний кинотеатр за адекватные деньги. В фильмах 5.1-канальная установка способна полностью создать атмосферный звуковой ландшафт, не жертвуя четкостью в диалогах. А в музыке это обеспечивает живой, динамичный звук, который вы ожидаете услышать от систем, стоящих намного дороже.

+ Динамичный и живой звук
+ Хорошее стерео и объемное звучание

– Требует тщательной настройки для лучшей производительности
– Только базовая черная отделка

В отличие от большинства AV-моделей, колонки с хорошим звучанием нередко остаются в линейке компании годами. В качестве примера можно привести серию Alpha начального уровня PSB, которая существует с 1991 года и продолжает развиваться. Теперь в своем третьем поколении комплект динамиков Alpha, в конфигурации 5.1, не особо выделяется внешним видом, но обеспечит четырехзвездочный сабвуфер и впечатляющий звук независимо от того, слушаете вы музыку или смотрите фильм.

+ Нейтральный баланс
+ Точное совпадение тембров между колонками
+ Отличное качество

– Скучные варианты отделки

Акустическая система Paradigm Monitor SE 3000F была создана специально для любителей качественного звука с ограниченным бюджетом. Стиль и отделка SE 3000F могут быть простыми, но его производительность обеспечена рядом хорошо продуманных функций, включая двунаправленные динамики объемного звучания, надежный сабвуфер, а также приложения для настройки производительности сабвуфера и создания собственного фильтра эквалайзера для преодоления аномалий, вызванных акустикой помещения.

+ Впечатляющая производительность по адекватной цене
+ Динамики объемного звучания обеспечивают гибкие возможности настройки
+ Сабвуфер с контролем приложений и коррекцией помещения

– Основное качество сборки и внешний вид

Paradigm, одна из самых известных акустических компаний Канады, продолжила свою давнюю традицию создания превосходных акустических систем, одобренных аудиофилами, с Premiere 700F, которая была выпущена в конфигурации 5.1 с четкими деталями и динамичным звуком, который раскрывается при просмотре фильмов и прослушивании музыки. Итог: эти колонки могут противостоять системам, которые стоят вдвое дороже.

+ Четкие детали
+ Большой мощный звук

– Башня колонки неустойчива на толстом ковре
– Плохо разработанные решетки динамиков

KEF продолжает свою давнюю традицию звукового совершенства с недавно обновленной серией R, в которой представлено 12-е поколение драйвера Uni-Q – дизайн, который компания дорабатывает уже более двух десятилетий. В полной конфигурации 5.4.2 с четырьмя высотными модулями с поддержкой Dolby Atmos и двумя сабвуферами система выдает потрясающую производительность: приятную музыку и мощный, но не слишком агрессивный звук в кино. Ищите менее дорогую установку? Система может быть масштабирована до более доступных комплектов с использованием моделей серии Q.

+ Чистые максимумы громкости
+ Превосходная ясность диалогов
+ Детальный, но не агрессивный звук

– Слегка ограниченная тройная диффузия
– Дорогая установка в полном комплекте

За последние два десятилетия SVS выросла в один из самых уважаемых брендов в отрасли. Первоначально известные своими сабвуферами, вызывающими вибрацию в груди и удостоенными множества наград, сегодня новые системы SVS могут конкурировать с кем угодно. Отличный пример – пакет домашнего кинотеатра SVS Prime Satellite 5.1. Он компактен и его легче разместить в маленькой комнате, но при этом можно увеличить и расширить: даже небольшое помещение превращается в полноценный кинотеатр.

+ Соотношение цены и качества
+ Компактный размер
+ Чистый звук

– Плохо подходит для больших помещений

Onkyo HT-S9800THX относится к топовой линейке систем домашнего кинотеатра Onkyo. Компания высоко ценится за свои AV-ресиверы, поэтому их опыт в создании качественной продукции вселяет уверенность в эту систему. Данная топовая модель также сертифицирована THX®, это означает, что она была разработана в соответствии с очень высокими стандартами для наилучшего качества звука.

+ Сертификация THX
+ Многочисленные входные соединения

– Выделенные динамики Dolby Atmos не включены в комплект, их необходимо приобретать отдельно

Эта система домашнего кинотеатра Onkyo обеспечивает звук Dolby Atmos, что является большим шагом вперед по сравнению с традиционными колонками. Это система «все включено», которая дает вам возможность наслаждаться всеми возможными развлечениями. Дискретные усилители обеспечивают точное и динамическое воспроизведение звука. Эта система домашнего кинотеатра удобна в управлении: для подключения телевизора к устройству используется только один кабель HDMI. Встроенная технология Bluetooth позволяет подключать до десяти совместимых устройств.

+ Высокие возможность расширения
+ Поддержка всех современных форматов

– Основное качество сборки и внешний вид

Компания Sonos, считавшаяся выскочкой среди отраслевых гигантов, сейчас делает для домашнего кинотеатра то, что они делали для концертной музыки и результаты действительно впечатляют. Sonos Beam 5.1 Surround Set – это то, что вы ожидаете от первой в мире компании по производству беспроводных аудиосистем. Высокие частоты являются кристально чистыми, низкие – обеспечены мощным ударом сабвуфера Sonos, а диалог через центральную часть системы, звуковую панель Beam, является в высшей степени понятным и неизменно чистым.

+ Поддержка голосовых ассистентов
+ Чистейшие верхние и нижние частоты

Аудиофильные колонки по доступным ценам – такова миссия KLH, которая была и всегда будет. Два трехполосных напольных динамика Kendall представляют новые флагманские модели компании. Красиво отделанные шпоном черного дуба и американского ореха, каждый содержит изготовленные на заказ драйверы из кевлара, анодированного алюминия и негабаритных магнитов. Они большие, красивые и звучат великолепно, а два динамика объемного звучания Beacon лучше, чем большинство других за эту цену и отлично справляются с левым и правым тыловыми каналами системы.

+ Отличная цена при таких характеристиках
+ Премиальный дизайн

– Не имеет беспроводного подключения

Как выбрать домашний кинотеатр

Если вы покупаете новый домашний кинотеатр или ищете дополнение для существующего домашнего кинотеатра, вы должны помнить о следующих параметрах:

1. Телевизор и его размер экрана. Необходим лучший телевизор для хорошего вывода звука. Кроме того, прежде чем покупать домашнюю развлекательную систему, убедитесь, что ваш телевизор поддерживает эту систему. Телевизоры 4K HDR и Smart TV последних поколений – лучшее решение на данный момент. Большой экран всегда добавляет веселья и позволяет легко погрузиться в фильм.

2. Размер комнаты. Размер комнаты – еще один фактор, который вы должны обязательно учитывать при покупке колонок для домашнего кинотеатра. Если у вас большая комната, и вы покупаете систему объемного звучания с меньшим количеством колонок, вы сделаете большую ошибку.

3. Размер динамиков. В настоящее время компактные динамики также обеспечивают наилучшее звучание. Но если у вас большая комната, подумайте о большой системе объемного звучания для полного удовольствия.

4. Потоковые устройства. всегда выбирайте домашнюю развлекательную систему, которая совместима с вашим смартфоном, планшетом, ноутбуком и вашим телевизором.

5. Технология объемного звука. Перед покупкой системы домашнего кинотеатра изучите аудиотехнологию. Такие технологии, как Dolby Atmos, DTS, Sony Dynamic Digital Sound (SDDS) являются лучшими звуковыми технологиями на данный момент.

Надеемся, что эта статья поможет Вам определиться с выбором самого лучшего домашнего кинотеатра в 2020 году!

Строим домашний кинотеатр: выбор акустики, ее установка и настройка (часть 2)

Природные звуки, куда можно отнести и музыку, имеют усредненный спектр, соответствующий т.н. розовому шуму. Последний характеризует одинаковое содержание энергии на каждую октаву. Например, интенсивность звука в полосе 40-80 Гц должно получится такой же, как и в полосе 4000-8000 Гц. Все акустические системы, предназначенные для воспроизведения музыки, проектируют исходя из этих соотношений. Но в кино все иначе.

Звуковая дорожка в фильмах редко воспроизводит музыку и звуки природы, в боевиках, например, колонки должны без искажений воспроизвести звуки выстрела (идеальная импульсная характеристика), взрывов, бьющегося стекла и т.п., где спектральная плотность звука уже не подчиняется закону розового шума. Кроме того, как я писал в первой статье, для корректного создания подобных ударно-импульсных звуков большое значение имеет и правильная акустическая обработка помещения, в частности, отсутствие эха. Иначе зритель может потерять чувство погружения, если вдруг распознает несоответствие эха в звуковой дорожке фильма, эхо-сигналу от самой комнаты. Как пример, одиночный выстрел на экране максимально возбудит комнатные отражения, причем они будут отчетливо слышны в тишине после выстрела.

Собственно, из-за того, что звуковая дорожка фильма по своему спектру ближе к белому шуму, и приходится повысить требования к аппаратуре для кинозала. Если говорить языком характеристик, техника должна отыгрывать звуки без искажений во всем диапазоне со средним давлением 85 дБ и пиковым 105 дБ.

Запись саундтрека к мультфильму «Пингвины Мадагаскара» в лондонской Air Studio

Отсюда следует, например, что применение в акустике для ДК обычных купольных твитеров нецелесообразно. В силу небольших размеров купола (традиционно — 1 дюйм) его мощностные возможности ограничены размерами звуковой катушки (теплоотвод затруднен). Тогда как мощность и количество высокочастотного сигнала в кино значительно выше, чем в музыке. Это может привести к тепловой компрессии, то есть последующим искажениями. А бывает и что динамик, не выдержав такой нагрузки, перегорает.

Поэтому лучшая рекомендация для домашних кинотеатров (особенно с дистанцией от АС до места прослушивания более 4-х метров) — ставить рупорные колонки с компрессионными драйверами в СЧ/ВЧ-звеньях. К тому же у такого типа выше показатель чувствительности динамиков. В низкочастотном спектре лучше, чтобы работали драйверы профессионального типа с увеличенным диаметром звуковой катушки.

Вообще, дистанция в 4 метра — это условная граница, пересекая которую надо ответить на вопрос: сможет ли система выдать нужное звуковое давление? Большинство обычных АС при установке в ДК не обеспечат по норме и 3-метровое расстояние. И раз уж речь зашла о дистанции, мощности и чувствительности, напомню основные соотношения, чтобы оперативно определить соответствие выбранных усилителей и АС размерам домашнего кинотеатра.

Расстояние и давление

Итак, согласно стандартам мы должны получить звуковое давление 85 дБ (105 в пике) без искажений по всей полосе частот. Звуковое давление на расстоянии 1 метр от АС при подаче на колонку 1 Ватта мощности — это «чувствительность», ее практически всегда указывают в паспортных данных продукта. Далее вычисляем максимальное звуковое давление в точке прослушивания — каждое удвоение мощности даст нам +3 дБ звукового давления, а каждое удвоение дистанции — спад –6 дБ.

Запись саундтрека к мультфильму «Как приручить дракона 2» в лондонской студии Abbey Road

Возьмем, например, наиболее распространенную акустику для музыки с типовой чувствительностью в 91 дБ. На расстоянии 4 метра из-за спада в –12 дБ нужно компенсировать потери дополнительным усилением в размере 105–(91–12) = 26 дБ. Это примерно соответствует усилителю мощностью 500 Вт. Не всякие колонки готовы выдержать такую мощность.

Однако это еще не все, основная проблема в том, что в спецификациях АС параметры мощности указывают из расчета сигнала с частотой 1000 Гц и, значительно реже, в розовом шуме. Поэтому при выборе АС лучше иметь запас по максимальному давлению в 3–6 дБ.

Есть пара способов увеличить звуковое давление. Можно разместить АС в плоскости стены, тогда мы получим дополнительно 5–6 дБ на частотах ниже

300 Гц. Или применить активный мультиампинг, когда пассивные фильтры кроссоверов исключаются из системы и вместо них используются активные электронные (чаще цифровые) кроссоверы для усилителей мощности. При этом полосные усилители подключаются напрямую каждый к своему динамику, что помогает получить большее звуковое давление и лучшее качество.

Какую акустику для кино покупать

В отличие от музыкальной акустики, где слушателям может нравиться некоторая окраска звука, в кинотеатральных системах такой подход недопустим. Кино требует от колонок минимальных искажений, отсутствие послезвучий и высокого звукового давления. Поэтому в ДК не стоит применять ламповое усиление и аудиофильскую акустику с «особенным» звучанием. В кинотеатре нужно обеспечить минимальное количество комнатных переотражений, поэтому для него лучше других подходят колонки с узкой диаграммой и такие, где свойства направленности мало зависят от частоты. Как многим известно, подобные характеристики у АС рупорного типа, причем с рупором т.н. «постоянной направленности».

Запись саундтрека к фильму «Звездные Войны: Пробуждение силы» в студии MGM, Калифорния

Могу сказать, что самым удачным считается эллиптический рупор с направленностью 60х90 градусов. Дальше можно рассматривать обычные колонки с купольными и коническими диффузорами, а вот разных типов «панельной» акустики (электростаты, ленточная, АМТ и прочие) лучше избегать, даже если они применяются только в высокочастотном звене — у них бывает очень неравномерная направленность и проблемы с перегрузочной способностью на НЧ. Диполи и всенаправленные типы АС для кинотеатров не подходят за исключением специальных настенных моделей (т.н. «сурраунды»).

Из типов оформления на первое место я поставлю фазоинвертор низкой эффективности (площадь портов менее

15% от площади НЧ-диффузора), а на второе — закрытый ящик. Такие типы, как «лабиринты», TDL, обратные рупоры и т.п., где тыловое излучение практически полностью выводится наружу с задержкой — для ДК не подходят, как и варианты открытых оформлений.

Размещение акустики в комнате

Естественно, в кинозвуке есть стандарты по размещению АС — в частности, указывается угол относительно места слушателя, и по возможности, этих стандартов надо придерживаться, чтобы получить звук «как задумал режиссер».

На картинке выше нарисована схема расположения динамиков в одном из самых распространенных форматов 7.1: три фронтальных канала, два боковых, два тыловых и сабвуфер (его расположение не нормируется, поскольку считается, что человеческий слух не способен определить положение источника на такой низкой частоте звука). Если строить ДК в наиболее распространенном формате кадра 2.40:1 с рекомендованным углом просмотра 35-55 градусов, то, как видно на изображении, фронтальные каналы могут находиться либо в формате экрана, либо — центральный канал за экраном, а боковые по краям полотна. И это будет лучший вариант. Прежде всего, потому что боковые каналы следует раздвигать до максимального значения в стандарте ±30 градусов. Тогда получится равномерная панорама между фронтальными и боковыми спикерами, а центральный канал окажется перед экраном, что позволит избежать потерь в звукопрозрачном полотне (высокие частоты поглощаются на 1-6 дБ — тканный вариант, и до 12 дБ — перфорированный).

Позволю себе замечание насчет расположения центрального канала. Ставить его под экраном на полу, как можно часто увидеть, — очень грубая ошибка. Так мы получим сильное переотражение звука от пола, которое снизит разборчивость диалогов и даст легко определяемое направление на источник звука, абсолютно не совпадающие с тем, что происходит на экране. По этой причине «законное» положение центрального канала таково — излучатель должен находиться на высоте 5/8 от нижней части экрана. На такой же высоте располагают фронтальные LR-каналы и сурраунд (для форматов 5.1 и 7.1).

Читайте также:  Порядок в гардеробной - 7 нужных советов вашему вниманию

Запись саундтрека к фильму «Жизнь Пи» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Хочу заметить, что новые форматы 3D-звука, как Dolby Atmos, DTS:X, Aura 3D — все они имеют разные карты стандартного расположения АС. И что же тогда делать, если вы строите «самый лучший» ДК? Выход могут предложить звуковые процессоры, как, например Trinnov Altitude 32 с его функцией 3D Remapping, которая виртуально «переставит» АС на свои места в полном соответствии с воспроизводимым стандартом. На сегодня пока это единственный аппарат, который обещает подобные виртуальные «перестановки» на одном наборе АС.

Ошибки расстановки акустики

Итак, затрону основные ошибки при размещении АС и возможные методы их исправления.

1. Нет возможности применить звукопрозрачный экран. В таких случаях можно разместить колонку центрального канала над экраном. Еще один вариант — активировать функцию центрального виртуального канала, которая есть у некоторых проекторов. Так может получиться даже лучше, чем ставить поверх полотна.

2. Размещение боковых каналов слишком близко к зрителю (помещение вытянутой формы). В таком случае, когда в одном ряду сядут несколько зрителей, станет невозможно обеспечить баланс звука от боковых каналов для всех зрителей, кроме центрального. Единственный способ решения этой проблемы — поднять боковые каналы выше, усреднив, таким образом, расстояние до зрителей.

Запись саундтрека к фильму «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

3. Зрительские места размещены вплотную к стене. Вообще, такой расстановки кресел лучше избегать сразу, она в корне неверна. Но если другого выхода нет, единственный способ что-то улучшить — применить дипольный тип АС на тыловой стене над зрителями.

4. Применение недорогих потолочных маломощных динамиков. Часто их размещают немного в стороне от зрителя, и если добавить высоту потолка, то итоговая дистанция от динамиков до зрителя превысит те самые пороговые 4 метра, о который я писал в начале статьи. Частично эту ситуацию может исправить процессор, но до конца «излечить» ее не получится, это компромиссное решение.

5. Все АС необходимо направить в центр зрительской зоны, а точнее на VIP-место. Этим правилом часто пренебрегают и ставят колонки параллельно стенам комнаты. В итоге получают повышенную неравномерность и сильные отражения от стен помещения.

6. Чрезмерное расширение зоны просмотра. Помните, точные поканальные задержки можно сделать только для одной точки (зрительского места) в зале, поэтому зрителей нужно «рассаживать» максимально компактно.

7. Расположение АС в формате 5.1, когда есть возможность ставить 7.1, я также считаю ошибкой. В формате 5.1 всегда заметен провал во фронтально-боковой панораме, а применение двух дополнительных АС и пары каналов усиления ненамного удорожает смету.

8. Использование одного сабвуфера. С одним низкочастотником в системе практически невозможно получить равномерное звуковое давление по всей зрительской зоне. Для иллюстрации ниже приведу график измерения одной системы в помещении 60 кв.м. в зоне примерно 3х2 метра. Обратите внимание, что неравномерность на низких частотах достигает 30 дБ в зависимости от места замера.

Два ряда, пара мест в первом ряду и три места во втором размечены по центру зала 50 кв.м. в позиции примерно 34 по длине зала. Хорошо видно, что неравномерность на некоторых частотах достигает более 30 дБ

По этим причинам в домашних кинотеатрах высокого класса ставят больше одного саба. Оптимальное число — 4, а минимальное — 2. При этом пару сабвуферов ставят по центрам противоположных стен, а если взять четыре низкочастотника, то и способов будет побольше (исследование Harman).

При таком размещении сабов достигается равномерное низкочастотное покрытие всей зрительской зоны, но нужно обязательно применять параметрические эквалайзеры для выравнивания нескольких пиков звукового давления. Сначала для каждого из сабов в настройках устанавливают задержку, которая компенсирует разницу в дистанциях низкочастотников до центра зрительской зоны, а дальше эквалайзером выравнивают его отклик, а затем применяют фильтр еще и в общем LF-канале. Это очень сложная задача, но более простого пути нет. Несколько ее облегчить призваны многоканальные аудиопроцессоры, но помните, что выбирать модель нужно с достаточным числом каналов, ведь каждый сабвуфер заберет себе по одному. Хотя можно снизить количество каналов при небольшой потере качества, если выводить один канал на пару сабвуферов.

Усиление и кабели

Для домашнего кинотеатра всегда предпочтительнее мощное «токовое» усиление класса AB. Однако для больших проектов лучше брать импульсные усилители, поскольку они имеют значительно меньшее тепловыделение в режиме холостого хода — порядка 5-8%, что в схеме ДК с общей потребляемой мощностью 5-10 кВт меньше киловатта. В свою очередь, аналоговое усиление в холостом режиме будет потреблять порядка 3 кВт. К тому же, хорошие аналоговые усилители мощностью более 300 Вт на канал очень дорогие, а способных выдать 500 – 1000 Вт на рынке и вообще представлено совсем немного — выбирать не из чего. Тогда как качеством звучания современные импульсные усилители уже ничем не уступают лучшим образцам аналогового усиления.

Запись саундтрека к фильму «Крепкий орешек 5: Хороший день, чтобы умереть» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Помимо рядовых проблем акустических кабелей с недостаточным их сечением и ограничением тока, есть и еще одна, о которой следует напомнить строителям домашнего кинотеатра — это скин-эффект. Этот «эффект» приводит к задержке низкочастотной составляющей сигнала и хорошо известен в стереосистемах. Там для борьбы используют плоские кабели, коаксиальные конструкции, набор тонких проводников с изоляцией (литцендрат) и т.д. Но в случае с кино, решить эту проблему проще. Как правило, в ДК используется частотное деление на 80 Гц (ниже работают сабвуферы), поэтому последствия скин-эффекта легко корректируются задержками в основных каналах относительно канала НЧ-эффектов.

7 лучших домашних кинотеатров

Хороший домашний кинотеатр создает настоящий эффект погружения в картинку на экране, а его объемный звук заставляет буквально оказаться в гуще событий. Стоит раз услышать, как работает ДК, и вы уже не захотите возвращаться к привычному просмотру телевизора с его «плоским» звуком. И если вы уже готовы потратить несколько тысяч на приобретение собственного кинотеатра, пора познакомиться с лучшими из них. Сегодня мы не будем говорить о сборных комплектах – самостоятельно скомпоновать такую систему из разрозненных элементов сложно. А вот выбрать хороший «коробочный» вариант вполне реально.

Домашний кинотеатр какой фирмы выбрать

Изначально домашние кинотеатры шли с конфигурацией 5.1, то есть с пятью колонками, создающими эффект объемного звучания (surround sound). Они по-прежнему актуальны и вполне справляются со своими функциями.

В нашем рейтинге системы 5.1 представлены моделями известных производителей:

Однако прогресс не стоит на месте, и в продаже уже можно найти кинотеатры, способные передавать звук по схеме 7.1 или даже 9.1. Количество колонок при этом не меняется. Но за счет дополнительных динамиков, направленных вверх, звуковая картинка становится не просто объемной – она «оживает», а слушатель испытывает ощущение полного погружения. Кроме того, в новых домашних кинотеатрах значительно расширились возможности обработки видеосигналов с развертыванием до ультрасовременного формата 4К.

Лучшие из таких моделей выпускаются под марками:

Лучшие домашние кинотеатры конфигурации 7.1 и выше

LG BH9540TW

Флагман премиальной линейки LG поддерживает работу Blu-ray дисков и 3D-видео с эффектом полного погружения. Мощность колонок 1460 Вт. В них и реализована 9-канальная акустическая система за счет 4 дополнительных динамиков на фронтальных и тыловых спикерах.

Дополнительные функции: LG Smart TV (интеграция телевизора с цифровыми сервисами и интернетом), беспроводная связь Wi-Fi Direct, BlueTooth и возможность создания локальной сети через LAN-подключение, уйма портов и терминалов, 1Гб встроенной памяти.

Плюсы:

  • Развертывает сигнал Full-HD до 4К-формата с разрешением 2160 р;
  • Беспроводные тыловые спикеры;
  • Утяжелители в основании колонок;
  • Автовыравнивание звука при скачках громкости (чем грешат рекламные блоки);
  • Возможность управления через приложение LG AV Remote;
  • Функция Private Sound с выводом звука на наушники смартфона;
  • Быстрый запуск – 10 сек;
  • Всеяден в плане форматов.

Минусы:

  • Слегка размытые басы;
  • Замечен в перенасыщении цветов;
  • В режиме 9.1 + Smart TV потрескивают динамики.

У LG есть маленькие шероховатости, но они частично нивелируются настройками, а в остальном некритичны и вполне объяснимы стройностью колонок.

Samsung HT-F9750W

3D-кинотеатр премиум-класса по соответствующей цене с 7-канальной акустикой. Мощность колонок в сумме дает 1,33 кВт. Есть поддержка Blu-Ray, возможность тонкой подстройки звуковой сцены благодаря двум верхним каналам. При работе с дорожками 5.1 система самостоятельно выстраивает вертикаль. ДК укомплектован мощным каскадным усилителем на нитрид-галлиевых транзисторах – GaN AMP.

Плюсы:

  • Обилие сетевых функций, Smart-TV и Smart Hub, увеличивающие возможности подотставших телевизоров;
  • Тыловые колонки – беспроводные;
  • В комплекте универсальный пульт ДУ со встроенной подсветкой;
  • Работа с большинством известных форматов;
  • Очень мощный сабвуфер, дающий хорошие басы и реалистичные «ударные» эффекты при просмотре боевиков и экшенов;
  • Перестройка видеосигнала под формат Ultra HD с масштабированием до размеров 3840х2160 рх;
  • Неограниченные возможности воспроизведения любого онлайн-контента.

Минусы:

  • Долго подгружается при запуске mkv;
  • Урезанные возможности эквалайзера;
  • Использование внешних устройств вслепую – без диалогового окна.

Этот «умный» кинотеатр идеально подходит для прослушивания классической музыки и просмотра фильмов.

Onkyo HT-S7705

Его следовало бы отнести к разделу техники с акустикой 5.1, поскольку именно такова базовая конфигурация этого ДК. Но в чистокровном японце предусмотрена возможность самостоятельного расширения системы двумя дополнительными спикерами – его AV-ресивер снабжен каналами под формат 7.2. Кроме этого здесь есть уже привычные Wi-Fi, Bluetooth и даже Ethernet. Общая мощность на колонках 925 Вт.

Плюсы:

  • Хорошие декодеры, улучшающие качество аудио- и видеосигналов;
  • Возможность отдельно регулировать ВЧ и НЧ;
  • Логичный и простой в управлении;
  • Целых 7 HDMI-входов;
  • Качественная сборка;
  • Аккуратный и компактный с виду.

Минусы:

  • Тыловые колонки слабоваты;
  • Не поддерживает ряд форматов, особенно огорчает отсутствие 3D;
  • Соединительные кабели не самого лучшего качества.

Стоит отметить акустику, заточенную на работу в одном из новых форматов звука – Dolby Atmos. Здесь отдельные дорожки воедино сводит сам ДК, исходя из особенностей вашей системы. Он просто берет громкость и траекторию движения каждого трека и направляет ее на те динамики, которые правильно подадут объемную звуковую картинку.

Лучшие домашние кинотеатры конфигурации 5.1

Sony BDV-E6100

Весьма популярная модель с поддержкой Blu-Ray, 3D, а также классических CD и DVD. Этот кинотеатр дружит с NFC-смартфонами, внешними жесткими дисками, подключается к беспроводным (Wi-Fi, BlueTooth) и проводным сетям. Имеет 2 караоке-выхода и общую мощность колонок 1 кВт.

Плюсы:

  • Корпуса колонок из качественного пластика собраны идеально – никакого дребезжания во время работы;
  • Компактный, но очень мощный и басовитый сабвуфер;
  • Спокойно работает без подключения к телевизору;
  • Чистый, детализированный звук с богатой программной настройкой;
  • Отличная глубина и регулировка на басах благодаря технологии Bass Boost;
  • Возможность подключения USB-клавиатуры.

Минусы:

  • Не слишком понятное управление – первое время придется не расставаться с инструкцией;
  • Долго подключается к Wi-Fi;
  • USB-разъем на панели очень плотно закрыт крышкой, которую трудно подцепить.

Шикарную акустику этого кинотеатра и мощные басы оценят любители объемного и громкого звука. А меломаны без труда подстроят работу системы на свой вкус.

Sony DAV-DZ650

Эта модель уже подоступнее, хотя внешне бюджетной она не выглядит. А вот функционал, по сравнению с предыдущим ДК, немного урезан. И все же, необходимый минимум для комфортного использования здесь есть: BlueTooth, караоке, чтение с USB (до 32 Гб), DVD и компактов. Мощность на колонках в общем составляет 1000 Вт, на сабвуфере – 165. Максимальное качество видео на выходе 1080р.

Плюсы:

  • Хороший чистый звук – без искажений и провалов, с правильно выстроенными верхами;
  • Очень простой в установке комплект;
  • Большой запас громкости;
  • Удобное и универсальное управление работой всей системы.

Минусы:

  • Не отображает кириллические символы, превращая их в нечитаемую клинопись;
  • Долго «думает», при запуске файлов из глубины многократно вложенных папок;
  • Саб может похрипывать на самых низких басах;
  • Не поддерживает mkv, ts, да и вообще потребляет мало видео-форматов;
  • Не предусмотрено автоматическое отключение усилителя.

Общее мнение покупателей о ДК Sony DAV-DZ650 – хорошая система за свои деньги. От себя добавим: была бы «всеядной», цена бы ее оказалась заоблачной.

Лучшие недорогие домашние кинотеатры

3D Pioneer MCS-737

Это действительно кинотеатр, а не музыкальный комбайн, хотя акустические данные у него неплохие. Мощность спикеров в сумме дает 1000 Вт, выход 5.1 – с хорошими басами, которые можно получить после тонкой настройки. Но куда интереснее коммутационные возможности Pioneer: здесь и 4 HDMI, и 2 порта USB. Кроме того ДК подключается к Ethernet и любым участникам домашнего DLNA, объединяющего все цифровые гаджеты, способные работать по этому протоколу.

Плюсы:

  • Чтение Blu-ray и 3D, а также внешнего диска на 1 Тб;
  • Возможность делать рипы и записи с помощью функции USB Rec;
  • Простота эксплуатации;
  • Высокое качество картинки, детализация звуков;
  • Распознает большинство форматов;
  • Smart-TV и встроенная функция прямого просмотра YouTube.

Минусы:

  • Глянцевые корпуса колонок притягивают много пыли и залапываются;
  • Провода коротковаты и намертво заделаны;
  • Китайская сборка, заметная в неприятных мелочах;
  • Сложный пульт с множеством мелких кнопок и неудобное меню.

Неплохой вариант для устройства кинотеатра у себя дома, но звуковой ряд идет с программным улучшением и нивелировкой, что вряд ли понравится привередливым меломанам.

BBK DK1114Si

Простенький и недорогой домашний кинотеатр 5.1 с небольшой суммарной мощностью на колонках в 150 Вт. Поддерживает с десяток различных форматов файлов, работает со всеми видами дисков CD и DVD. Модель эта не самая новая и технически не самая совершенная, но многим она полюбилась за простоту и долгий срок службы.

Плюсы:

  • Можно самостоятельно подобрать фон при просмотре фото;
  • Замечательное соотношение цена/качество в пользу последнего;
  • Понятная инструкция и несложное подключение;
  • Режим караоке с парой вводов для микрофонов;
  • Есть «детский» замок.

Минусы:

  • Небольшое количество радиостанций (всего 20);
  • Низковата мощность сабвуфера (50 Вт) и самих колонок;
  • Не поддерживает 3D-форматы.

Добротная и недорогая модель для использования в небольших помещениях. Плохих отзывов на нее нет, но существуют ДК куда более совершенные и мощные. ВВК же просто создаст хорошее и объемное звуковое сопровождение при просмотре фильмов, подойдет для фоновой музыки и караоке вдвоем, но чего-то большего ожидать от этой модели не стоит.

Какой домашний кинотеатр купить

1. Людям семейным и нетребовательным к функционалу ДК подойдет недорогой вариант BBK DK1114Si – простая и надежная техника для городской квартиры, которая прослужит годами.

2. Владельцам 4К-телевизоров жизненно необходим кинотеатр LG BH9540TW или Samsung HT-F9750W, способный улучшить видео-сигнал и дать нужное разрешение.

3. Если вы хотите получить идеальную, а не «усредненную» звуковую картинку (на манер той, что используется сегодня в лучших кинотеатрах), стоит выбрать Onkyo HT-S7705. Но приготовьтесь, что такая покупка обойдется недешево, зато со временем вы сможете расширить акустику с 5 до 7 каналов.

4. Sony BDV-E6100 – отличный выбор для тех, у кого панель идет с высококлассным изображением, но разочаровывает своим звуком. С этим ДК она станет полноценной и функциональной.

Читайте также:  Кладовка - фото преображения в проекте от CUBE Architecten

5. Есть вариант подешевле – Sony DAV-DZ650. Подойдет для тех, кто хочет получить мощный качественный звук и при этом готов мириться с переборчивостью системы при выборе видеоформатов.

6. Для заядлых кинолюбов подойдет 3D Pioneer MCS-737 с огромными коммутационными возможностями и абсолютной всеядностью в плане носителей.

Друзьям это тоже будет интересно

Хочешь получать актуальные рейтинги и советы по выбору? Подпишись на наш Telegram.

Аудиодайджест #12: Как построить домашний кинотеатр, и что можно узнать о производстве акустики

Нам понравилось обсуждение пары наших последних материалов из серии «Что нужно знать о современных аудиосистемах», и мы решили подготовить новый аудиодайжест на тему домашнего кино- и аудиотехники, а еще мы затронули область производства акустики.

В этом материале говорим о том, что из себя представляет современная аудиотехника с точки зрения дизайна интерьера, для дома и не только.

Мы разбираемся с тем, что делать с проводами и громоздкими корпусами домашней акустики и рассматриваем ситуацию с озвучкой помещений вроде ресторана или кафе.

Несмотря на кризис, эта тема не потеряла актуальности. Люди чаще спрашивают про недорогие модели, а мы всегда рады подсказать хороший материал по теме.

Экраны, линзы, видеопроцессоры и изображение, которое, несомненно, оказывает наибольшее влияние на впечатление от просмотра фильма в домашнем кинозале.

Перевод неофициального сборника ответов на вопросы, связанных с HDR-стандартом Dolby Visio. Выполнен силами журнала Stereo & Video и является одним из самых полных FAQ-материалов по теме.

Разбираемся с тем, как не позволить помещению с голыми стенами и украшательствами из гипсокартона перечеркнуть любые ваши старания на ниве повышения качества прослушивания любимой музыки или просмотра кино.

Домашний кинотеатр для того и затевается, чтобы превосходить по возможностям и комфорту обыкновенный городской кинозал. Эта задача требует от акустики минимальных искажений, отсутствия послезвучий и достойного уровня звукового давления.

В этом материале мы поговорили о том, какую акустику для кино покупать и как размещать её в комнате.

Детальный разбор того, как и почему дробится цифровое изображение.

Практически все именитые производители проекционных экранов выпустили версии для 4К. Здесь приведен краткий анализ ситуации с соответствием заявленным свойств проекционного полотна, ибо маркировка может быть лишь только поводом поднять цену.

Еще немного аналитики по теме 4К. На этот раз речь идет о технических особенностях, интерфейсах и альтернативных форматах.

Разбираемся с одним из самых модных терминов — широким динамическим диапазоном (High Dynamic Range). Посмотрим на основные задачи и обещания разработчиков.

В переводе, который подготовил журнал Stereo & Video, речь идет о контрастности и цветопередаче. Основная задача — сделать так, чтобы зритель видел мир кино глазами съемочной группы.

Обсуждаем вопрос применимости беспроводных технологий, основные jobs-to-be-done для мультирума, а вместе с этим рассматриваем оборудование и возможность самостоятельной установки.

Главным преимуществом саундбаров является то, что они позволяют легко и просто улучшить качество звучания телевизора, а для их установки и настройки не требуется инженерного образования. Подробнее об этом — уже в самом материале.

  • [читать] [слушать] Какими могут быть приспособления для контроля резонансов;
  • [читать] [слушать] Почему инженеры улучшают свою акустику;
  • [читать] [слушать] Старый новый винил: Его особенности и свойства;
  • [читать] [слушать] «Консервативный звук»: Обсуждаем Arslab и Penaudio;
  • [читать] [слушать] «Смотрим дома»: Обсуждаем технологии и форматы;

  • [читать] [слушать] «Звукоцех»: Как создают звуковое оформление для кино;
  • [читать] [слушать] «Смотрим дома»: Dolby Atmos и его друзья;
  • [читать] [слушать] Как аудиотехника попадает на полки магазинов.
  • [читать] [слушать] Обсуждаем контекст современного звука;
  • [читать] [слушать] Черная пятница и новогодние распродажи: Опыт Аудиомании;
  • [читать] [слушать] «Музыкальный фастфуд»: Как может звучать массовый продукт;
  • [читать] [слушать] Старый новый звук: Мнения инженера и меломана;

  • [читать] [слушать] Ответы на вопросы слушателей подкаста;
  • [читать] [слушать] Обсуждаем форматы аудио и видео;
  • [читать] [слушать] Как хороший звук меняет образ жизни;
  • [читать] [слушать] Кому может быть интересна разработка акустики;
  • [читать] [слушать] Меломаны, сетевые проигрыватели и встраиваемая акустика;

Юрий Фомин, разработчик акустики Arslab, о том, на что ориентируются инженеры, когда создают новый продукт, и почему колонки получаются такими, какими они получаются.

Аудиомания на рынке акустики с 1997 года. За это время мы прошли целый путь от продавца до непосредственного производителя.

Делать акустику самим было непростым решением. В этом материале мы рассказываем о том, как мы к этому пришли.

Покупая колонки, мы редко задумываемся о том, сколько труда — инженерного, дизайнерского и ручного — в них вложено. Данная статья поможет восполнить этот пробел и познакомит вас со специалистами в области акустики.

Текстовый транскрипт одного из выпусков нашего подкаста. Здесь мы говорим с Артемом Фаермарком, основателем «Аудиомании», об истории акустики Arslab и сотрудничестве с финским брендом Penaudio.

Корреспондент журнала WHAT HI-FI побывал на заводе «Аудиомания» в Риге и посмотрел, как изготавливаются колонки Arslab. Из этого получилась занимательна экскурсия в виде статьи.


Топ 5 – активная акустика 2.0

Сравниваем модели до 10 000 рублей

Современный компьютер сложно представить без акустических систем. Они бывают разными – от пластиковых, тошнотворно звучащих колоночек за 500 рублей и до высококлассных, стоимостью многие десятки тысяч. Мы решили отбросить крайности и составили рейтинг из пяти лучших моделей формата 2.0 в самой актуальной ценовой категории «до 10 000 рублей».

Ничего не получится, если…

Для начала небольшой брифинг. Раз уж речь идет о колонках, способных обеспечить весьма неплохое качество звучания, не следует забывать о том, что для реализации их потенциала требуется как минимум две вещи: приличная дискретная звуковая карта (внутренняя – от 1 500 рублей, внешняя – от 3 000 руб.) и корректная установка самих колонок. Категорически не рекомендуем ставить их прямо на стол – звучание будет гулким и потому неприятным. В идеале, спикеры следует разместить на отдельных напольных подставках за тыловой кромкой столешницы, сантиметров на 15-20 выше нее, но такой вариант довольно дорог и неудобен. К счастью, есть много других способов немного приподнять колонки. Можно использовать полку над столом, настенные кронштейны или просто равные по высоте стопки книг в качестве постаментов. Если для этой цели планируется применять жесткий материал, вроде кирпичей или деревянного бруса, то лучше приобрести пару простейших резиновых ковриков для мышки и положить их между постаментами и колонками для обеспечения виброразвязки со столом. Минимальная дистанция от стены до тыловой панели колонки– 5-10 сантиметров, в зависимости от конструкции акустических систем. И будет лучше, если стена позади АС окажется задрапированной чем-то звукопоглощающим, например ковром.

Все цены являются ориентировочными, указаны по состоянию на начало декабря 2015

5 МЕСТО: Creative GigaWorks T20 Series II

Цена – 5 600 руб.

Маленькие пластиковые колоночки в топ-листе лучшей активной акустики? Нет, это не ошибка и даже не шутка. Модель действительно очень интересная, и она достойна попасть в наш тест. Правда, в этом самом месте повествования нужно поставить любимую рекламщиками звездочку и внизу дать пояснение: «с учетом размеров». Так и только так. Хитрая конструкция корпуса с верхним расположением порта фазоинвертора позволила разработчикам вытащить из субтильных и невысоких (23 см) колонок на удивление «большой» звук, в котором есть даже заметный бас! Конечно, прямое сравнение с полноразмерными активными спикерами, представленными в этом материале, будет явно не в пользу Creative GigaWorks T20 Series II, однако если свободного пространства на столе чрезвычайно мало, то лучше звучащую компактную акустику надо еще поискать, и все найденное будет иметь ценник далеко за пределами обозначенного бюджета. Совершить маленькое чудо помогают длинноходные динамики с плетеным диффузором. Ассистируют им купольные твитеры, донося до ушей полноценные ВЧ. Пользователю доступна удобная регулировка громкости и тембра на одной из колонок, в ней же размещен усилитель с совокупной пиковой отдачей 20 Вт. Да, запас громкости невелик, но с учетом размеров и предназначения – достаточен. Несмотря на все уловки конструкторов, им все же не удалось избавиться от «телефонного» окраса звучания, характерного для любых маленьких колонок, но ведь никто не мешает воспользоваться программным эквалайзером на компьютере! Так или иначе – рекомендуем, если более крупная акустика на столе не помещается или серьезное повышение планки бюджета для вас неприемлемо.

Плюсы: почти «взрослый» звук при очень компактных размерах, удобные органы управления.

Минусы: относительно высокая цена для небольших пластиковых колонок, умеренный запас неискаженной мощности.

4 МЕСТО: Edifier R1800TIII

Цена – 7 500 руб.

Если говорить о конструкции Edifier R1800TIII, то она является хрестоматийной для мультимедийных колонок. Две полосы (основной излучатель 10 см и купольный тканый твитер), да встроенный стереоусилитель с максимальной отдачей 35 Вт на каждую колонку по стандарту RMS, то есть фактическая мощность, как это обычно бывает, ниже. Субъективный запас неискаженной громкости для домашнего использования достаточный. Из сонма конкурентов эту модель выделяет переднее расположение порта фазоинвертора, позволяющее не столь скрупулезно соблюдать требования по установке и заодно снизить влияние акустики помещения на качество низкочастотного диапазона. А также форма корпуса с отклоненной передней панелью, благодаря чему динамки точнее ориентированы на слушателя при настольном размещении колонок. Однако рекомендация слегка приподнять АС над столешницей актуальна для Edifier R1800TIII в той же степени, что и для остальных моделей. Если говорить о звучании, то оно не поражает масштабом или детальностью, зато очень плотное, цельное. Фронтальный порт фазоинвертора помогает небольшому динамику обеспечить неплохой бас, пускай и не слишком глубокий. Кино, игры, популярная и даже камерная акустическая музыка слушаются на этих колонках комфортно, если перед покупкой трезво оценивать их потенциал и не настраиваться на звуковую феерию студийных мониторов JBL или Genelec. Недостатки тоже традиционные для этого класса акустики: бас слегка бубнит, а все регуляторы (громкости и тембра) находятся на тыловой стенке. Но хотя бы есть беспроводной пульт.

Плюсы: фронтальный порт фазоинвертора, относительно компактные корпуса, ориентированные на слушателя динамики.

Минусы: регуляторы на тыловой панели, умеренный низкочастотный потенциал.

3 МЕСТО: Microlab Solo 5C

Цена – 8 000 руб.

Microlab Solo 5C отличает хороший баланс цены, размеров и качества звучания. Пожалуй, это оптимум для многих, пускай и сильно подорожавший из-за курса валют. Увы, это касается всех импортных товаров. Модификация с буквой С в индексе комплектуется беспроводным пультом. И он может быть полезен даже при настольном размещении колонок, ведь механический регулятор громкости разработчики расположили на тыловой панели. В остальном – классика жанра: двухполосная схема с основным динамиком 5 дюймов (около 13 см) и купольным твитером, корпус из приемлемой толщины древесной плиты, которую разработчики упорно называют MDF, хотя в срезе она больше поминает прессованную целлюлозную массу вторсырья, покрытую полимерной пленкой «под дерево». Не исключено, что правда где-то посередине, да и так ли это важно вообще? Блок питания и усилитель расположены в одной колонке, вторая пассивная. Звучит система приятно, неровностями АЧХ не шокирует. Высокие частоты в меру прозрачные, бас по мощности и глубине не сабвуферный, но его, в целом, достаточно. Собственно, Microlab Solo 5C тем и хороши, что являются конструктивно сбалансированными, все элементы на твердую «четверку».

Плюсы: хороший баланс цены, размеров и качества звучания.

Минусы: регулятор громкости на тыловой панели (придется часто брать в руки пульт или использовать программную регулировку на компьютере).

2 МЕСТО: Sven Stream Mega R

Цена – 8 600 руб.

Sven Stream Mega R – одни из лучших мультимедийных колонок 2.0 на сегодня. Следует уточнить, что речь идет про изначально младший класс акустики в иерархии, и такие колонки многие называют «недохайфайными», однако более качественные решения существенно дороже, зачастую на порядки. Stream Mega R – это крупные (36 см в высоту!) двухполосные спикеры с основными динамиками 16 см и купольными ВЧ-излучателями. На передней панели есть регуляторы тембра (НЧ, ВЧ) и удобная крутилка громкости. Для тех, кто любит располагаться от колонок подальше, предусмотрен беспроводной пульт. Звучание примечательно весьма глубоким басом и неожиданным звуковым масштабом. Из одной только стереопары можно сделать неплохой домашний кинотеатр! Хотя лучше, все же, многоканальный. Приятные высокие частоты, вполне достоверные средние. Но для желанной «хлесткой» динамики потенциала блока питания все же не хватает (несмотря на то, что запас общей громкости для многих даже избыточный), а относительно тонкие стенки корпуса лишают бас внятной артикуляции. Но все перечисленные недостатки не являются персонально свеновскими, это следствие «бюджетности» конструкции всех мультимедийных колонок этого класса. Хочется чего-то лучше? Надо утроить бюджет покупки, в противном случае придется мириться с этими особенностями. Не так уж они страшны, в конце концов. Отличный выбор для кино, игр и современной музыки.

Плюсы: масштабный и комфортный звук с весьма глубоким басом, удобное управление на фасаде, регулятор тембра, хороший запас громкости.

Минусы: артикуляция баса на троечку, большой размер колонок.

1 МЕСТО: Axelvox PM-4A

Цена – 9 900 руб.

Это хоть и активная акустика, но не мультимедийная. Данная пара относится к более высокому классу студийных мониторов ближнего поля. Концепция похожая: двухполосная схема излучателей, встроенное усиление. Но реализация совершенно иного уровня! Во-первых, усиление тут полосное. То есть, активный кроссовер разделяет входящий сигнал на два поддиапазона (точка раздела – 2,6 кГц), после чего каждый усиливается по отдельности. Во вторых, у каждой колонки собственный блок питания и своя усилительная секция, а у блока коммутации есть совместимость с балансным сигналом. Совокупная мощность всех четырех усилителей – 120 «честных» ватт, что очень явственно отражается на динамике и артикуляции звучания. Свой вклад в качество звука вносит и более жесткий корпус, и приличные излучатели – 4-дюймовые (10 см) основные плюс купольные твитеры. Но не ждите мощного баса! Тут он хотя и точный, однако по глубине и в количественном выражении заметно скромнее, нежели у крупных мультимедийных колонок. Все-таки, это компактная мониторная акустика… В этом смысле Axelvox PM-4A являются антагонистами Sven Stream Mega R. Если те выдают «большой», но не слишком детальный и недостаточно хлесткий звук с аморфным басом, то здесь энергия бьет ключом, слышны все нюансы, но НЧ «заканчиваются» уже к 70 Гц. Эти мониторы в большей степени подойдут любителям акустической музыки, музыкантам и начинающим композиторам, обустраивающим домашнюю прожект-студию. И еще: у каждой колонки регулятор громкости свой, причем находится он сзади, поэтому регулировать громкость придется программно, через панель управления звуковой карты. Для подключения колонок к бытовой звуковой карте потребуются специальные кабели с разъемами TRS или переходники RCA-TRS для стандартного кабеля «миниджек – 2 RCA».

Плюсы: динамичный, хлесткий, хорошо артикулированный звук с достоверной тембральной палитрой, «взрослая» конструкция, высокая фактическая мощность.

Минусы: глубина баса невелика, нет централизованной регулировки громкости (у каждой колонки она своя), диапазон цен только стартует с отметки 9 900 рублей за пару колонок.

Ссылка на основную публикацию